SpyLOG
Сегодня: 25 Ноябрь 2017, Сбт
Карта сайта
«Человек – мир маленький, мир – человек большой»

Армен Григорян, «Крематорий»: «Я получил заряд добра и надежды»

«Есть вещи, которые стоят над религиями, странами и нашими представлениями об этом мире. И то, что было сегодня – стоит над этим миром, двигает сознание человека», - так прокомментировал Армен Григорян, лидер группы «Крематорий», свое участие в проекте «Мудрый рок-н-ролл».

Новое человечество. Номер 7, 2007

Новое человечество, номер 7 (2007)

Скачать в формате PDF (8,9 Мб)

Дорогие наши читатели!

Редакция газеты «Новое Человечество» рада сообщить вам хорошую новость: мы стали намного ближе и доступнее! Теперь мы можем встречаться и на просторах сети Интернет – открылась обновленная версия сайта www.neohuman.ru Здесь вы можете легко и быстро написать письмо в редакцию, заполнив на сайте форму для обратной связи; найти все номера газеты, аудио и видеозаписи интервью, фотоотчеты и репортажи, ответы на ваши вопросы, интерактивные тесты. Присылайте свои статьи, принимайте участие в дискуссиях на блоге газеты.

Внимание! Работает подписка на любые обновления сайта (RSS)!

Ждем вас на www.neohuman.ru!

Иван Дыховичный: «Для того чтобы жить, необходимо постоянно развиваться»

В свое время американские психологи разработали теорию, оправдывающую фильмы с повышенным содержанием доли насилия. По их мнению, просмотр боевика или триллера служит для зрителя некоей разрядкой, возможностью выплеснуть накопившуюся скрытую агрессию. Сегодня же нам приходится задумываться, как художественное насилие, заполнившее экраны, повлияло на наше мировоззрение. Волна насилия прокатилась по широкоформатным экранам, и вот уже побежали титры… А мы не стали чище, мягче и добрее. Цирк уехал, а эгоизм, агрессия и нетерпимость остались…

– Высокие слова, что нужно любить друг друга, существуют уже не первое столетие, – говорит известный элитарный режиссер Иван Дыховичный (фильмы «Прорва», «Черный монах», «Музыка для декабря» и пр.), – это все знают, но никто никого не любит.

Искусство, безусловно, заставляет человека сострадать, переживать, думать, ощущать другого. Обидно, когда человек способный провоцирует людей на неверное отношение друг к другу. Потому что не бывает ситуации, когда все плохие, а мы – хорошие. Потенциально мы здоровая нация, но очень тяжело заболели. Первая наша болезнь – беспамятство. Вторая – презрение к ближнему. Третья – отсутствие всякой терпимости.

Когда мы просто стреляем направо и налево, заливая экран морем крови, мы убиваем внешних врагов, забыв о "врагах внутренних", о черных сторонах нашей души, и это – тупик.

– Воспитывать, давать «разрядку», бороться на экранах с ветряными мельницами уже бесполезно… Есть ли другой путь?

– Человеку нужна трагедия, ему нужно что-то пережить, он сам себя втягивает в такие моменты. Во всяком случае, мне, например, эти переживания бывают необходимы, потому что в искусстве это все есть: страсти, падения. Есть такие опасные вещи, как тема смерти и жизни человеческой, ее ценности.

Все это высокие слова, но когда попадаешь, например, в больницу, все эти для тебя вопросы открываются заново, прямо лоб в лоб. И если ты стараешься убежать от них, ты слабый человек, который думает, что это состояние можно переждать, спрятаться от проблемы. Ни отчего ты не сможешь уйти просто так. Надо продолжать играть, хотя для того, чтобы перейти в другое качество, требуется огромное количество воли, душевной радости. Это большая работа.

Если ты находишься в состоянии игры, карнавала, то тебе действительно хочется любить какого-то человека, все кажутся близкими и родными. И они делаются отраженно лучше, и тебе легче жить рядом. Если вы вводите себя в это состояние, то вам никто и ничто не смогут ничего сделать. Это очень интересная вещь. В таком настроении вы можете пройти что угодно! Этот ход дает такое превосходство! Но! Мы любим хандрить, мы себя жалеем.

– Такая игра – это внутренний рост, правильно?

– Мне кажется, что вообще человек должен быть по жизни играющим, и это похоже на то, как играет шампанское, как играют бриллианты… Игра блеска человеческого.

Все, что я сделал, я делал в этом состоянии. Не всегда, конечно, ведь среда старается стянуть из этого состояния вниз. У нас в стране даже выражения лиц у людей в метро, на улице какое-то презрительное. Я никогда не видел в других странах такого оценивающего, уничижающего первого взгляда!

– Быть может, это самозащита?

– Я думал об этом. Потом перестал. Когда я вижу человека впервые – это всегда интерес, ожидание чуда: новый человек, неожиданная встреча – новый мир! А на меня смотрят с подтекстом: «Вам чего надо?».

– Может быть, это происходит потому, что все стали эгоистами и не хотят дать другому чуть-чуть тепла?

– Вы, наверное, правы. Люди считают, что они сохраняют в себе добро, экономя чувства. Они сравнивают душевное тепло с богатством, которое можно прокутить, растратить. Богатство – очень обременительная вещь, это общеизвестно.

– Конечно, ведь даже в доме, если он завален хламом, не найдется места для чего-то нового, да и вообще – для жизни.

– Для того чтобы жить, нужно все время развиваться. Совершенно неинтересно жить для того, чтобы просто есть, ходить в туалет или поехать на свою дачу. Как в семейных отношениях (я имею в виду мужа и жену с детьми), если развитие останавливается, то это мертвые отношения, это мертвые люди, понимаете? Как будто они больны эгоизмом, равнодушием. И здесь, как в любой болезни, есть одна опасность – вы начинаете смотреть внутрь себя, начинаете очень бояться смерти или еще чего-то. И вы превращаетесь в полного эгоиста, слушаете только себя, словно превращаетесь в труп при жизни.

Точно так же как люди, которые ни с кем не хотят делиться своими чувствами.

Они говорят: «Ты мне приведи какую-нибудь барышню, только чтобы не тратить время на ухаживания». Это тоже самое, что стрелять в привязанную к дереву птицу вместо того, чтобы идти на охоту? Какая это охота, вы с ума сошли? Понимаете?

Эти люди – трупы. Без чувств, без игры, без развития они теряют ощущение жизни, они думают, что они ею владеют. Но на самом деле они ничем не владеют.

На танке в школу

Бронированный учебник

В последнее время в прессе все чаще появляются сообщения о преступлениях, совершенных в стенах школ. Панические настроения, охватившие учеников и родителей, усугубляются незнанием способов борьбы с этим явлением. А судорожные попытки решить эту проблему без понимания ее сути приводят, порой, к совершенно невообразимым результатам.

Например, с явлением поножовщины в школах Англии «справились» просто: продажей «бронированной» школьной формы, сшитой из непробиваемой ножом ткани. В США, в свою очередь, после ряда недавних трагедий в школах, когда ученики открывали огонь по одноклассникам и учителям, были изобретены пуленепробиваемые книги, которыми, по мнению изобретателей, можно защититься от пуль психопатов. В дальнейшем, по-видимому, нас ожидает массовая раздача школьникам личных танков.

Эффект Маугли

Однако не будем уподобляться тем, кто борется со следствиями, закрывая глаза на причины, и попытаемся проанализировать сложившуюся ситуацию.

Начнем с фактора, который, несомненно, является важнейшим в нашем анализе. Речь идет о факторе воспитания. Сразу же возникает вопрос к родителям и педагогам: что является главным в процессе воспитания? Судя по тому, что происходит, ответа они не знают. А ведь эта истина известна всем – сознание человека формируется под влиянием окружающей среды. Особенно ярко это подтверждается широко известным «эффектом Маугли». Ребенок, попавший в лес на «воспитание» к волкам, становится волком, и более того – этот процесс необратим.

Отсюда вывод: если мы хотим, чтобы маленький человек вырос с определенными, желательными нам качествами, мы сами должны показывать пример, а все СМИ, с Интернетом в придачу, должны рекламировать именно эти качества. В жизни же, как мы знаем, происходит с точностью наоборот. Поэтому нечего обвинять в невоспитанности подрастающее поколение – они наша копия, только более «продвинутая».

В очереди за бронежилетами

Значит, сделать ничего нельзя, и придется покупать детям бронежилеты и бронированные книги? А что мы тогда будем делать с гиперактивностью, наркоманией, депрессией? На них бронежилет не наденешь. Но не надо торопиться с выводами – выход все-таки есть. Однако об этом чуть позже, а пока зададимся таким вопросом: чему мы должны учить своих детей?

Если провести тщательный анализ всего, чему мы учим и не учим своих детей, и взвесить, как следует, все за и против, выяснится, что детей, как, впрочем, и взрослых, нужно обучать лишь тому, что заключено в словах: «Возлюби ближнего как самого себя».

«Стоп, – скажет искушенный читатель, – ведь это утопия. Всем известно, что эта идея, используемая в качестве программы к действию практически всеми религиями и… коммунистами – неосуществима! Сколько крови пролило человечество, пытаясь ее реализовать.

Известна и причина неудач – эта идея абсолютно не стыкуется с человеческой природой. И, тем не менее, несмотря ни на что, она каждый раз упрямо всплывает на поверхность».

Может быть, в ней действительно что-то есть, и человек подспудно чувствует ее необходимость?

И вот не так давно эта загадка начала наконец-то проясняться. Дело в том, что формула «Возлюби ближнего как самого себя» является следствием главного закона природы – гомеостазиса. Об этом законе и вытекающих из него следствиях уже во весь голос говорят многие крупные ученые и общественные деятели. Уже первые результаты, полученные в результате исследования этого закона, выглядят просто революционными.

Конфликт неизбежен

Суть гомеостазиса (в дальнейшем – Закона), в том, что существует единство, природная гармония и взаимодействие между всеми элементами природы: неживой, растительной и животной. Человек же, как высший элемент природы, обязан прийти к гармонии с ней самостоятельно. И более того, в этом, по сути, и состоит цель человеческой жизни. Именно поэтому, несмотря на постоянные неудачи, человек упрямо возвращается к идее всеобщей любви.

В основе гомеостазиса – альтруизм, а в основе человеческой природы – эгоизм. Поскольку они противоположны между собой, их взаимодействие очень образно иллюстрирует третий закон Ньютона: «сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия».

В нашей обычной жизни это выражается в появлении всевозможных проблем, с которыми сталкивается каждый человек в частности и все человечество в целом. Причем любые попытки действовать против Закона вызывают его немедленную негативную реакцию, равную по силе воздействию нарушителя.

Поскольку мы всегда действуем против Закона – ведь иначе просто не умеем – конфликт неизбежен. Для того, чтобы решить все наши проблемы, мы должны, несмотря на наш природный эгоизм, постараться идти рука об руку с Законом. Для человека это начинается и заканчивается в одном единственном действии: «Возлюби ближнего как самого себя».

Настоящее воспитание

Эгоистами мы быть не хотим, поскольку все сильнее страдаем от этого. Альтруистами, не смотря на все попытки, стать не получается. Что же делать? Обо всем этом очень подробно пишут проф. Михаэль Лайтман и проф. Эрвин Ласло в своей книге «Вавилонская башня – последний ярус»:

«Очень важно проникнуться данной идеей, не допуская, чтобы она выветривалась из головы, как это, конечно же, будет происходить. Необходимо придавать значимость подобным мыслям, ведь от них зависит наше счастье и благополучие, с их помощью мы избавимся от всех проблем. Хотя поначалу такой настрой кажется несколько нелепым, однако им и только им обусловлено наше доброе будущее.

Помимо внутреннего альтруистического отношения к другим, в наших силах также совершать для них реальные альтруистические поступки, а именно: делиться знаниями о цели жизни и способе ее осуществления. Если мы передаем другим это осознание, если в результате они почувствуют хотя бы общую причастность к проблеме, размышляя и продвигаясь в поисках ее решения, тем самым мы вызываем положительные сдвиги в единой системе, частями которой являемся. В итоге, наше собственное осознание также будет неуклонно повышаться, и мы сразу ощутим позитивные перемены в своей жизни.

Один человек, исправляющий свое отношение к ближнему, меняет лик всего человечества. Взаимоотношения между индивидом и человечеством можно охарактеризовать так: ты вместе со всеми находишься в единой системе, однако другие полностью зависят от того, как ты ими управляешь. Весь мир в твоих руках. Так выстроена реальность каждого из людей».

Именно этому мы должны начать обучать своих детей и именно в этом подавать пример. Если мы сумеем создать соответствующую среду понимания, тогда все проблемы, связанные с воспитанием, решатся сами собой.

П. Календарев

Поиграем в жизнь?

Очень часто жизнь преподносит нам неприятные сюрпризы: поругался с родителями, проблемы с начальником, наступили на ногу в метро – и вот уже настроение на нуле, и чувствуешь себя отвратительно.

Что делать в такой ситуации? Не обращать внимания? Можно, если получается. А есть и другой способ – «поиграть в жизнь».

Итак, каждому участнику игры дана его жизнь, и теперь все мы – актеры в увлекательном спектакле. Все актеры относятся друг к другу с искренней любовью, полностью отдают себя игре, а вся наша труппа – единый сплоченный коллектив, готовый воплотить любой замысел всеми уважаемого режиссера.

И вот мы с вами на огромной сцене, где декорации – весь мир. В какой-то момент один из героев спектакля проявляет к вам пренебрежение, грубо оскорбляет вас или даже бьет. А вам при этом важно только то, как тонко он сыграл. Вы можете принять любое его действие и продолжить игру дальше, ведь вы относитесь к актеру с любовью, помните, что он сейчас живет своей ролью и выполняет желание режиссера.

Если вы в жизни сумеете так… А вы сумеете, если действительно видите жизнь именно так, будто жизнь – театр, а все мы в ней – актеры. Потому что вы понимаете, что за видимыми отношениями героев существуют некие глубинные, действующие целенаправленно силы и механизмы.

Проблема лишь в том, что мы так вживаемся в свои роли, что забываем о том, что все мы играем спектакль. Мы так воспринимаем этот спектакль, как будто он и впрямь – наша жизнь. А в жизни этот «герой» может дать в лоб со страшной силой, и мне будет больно и обидно.

Как же так? Мы же договорились играть в жизнь? И как тогда правильно сыграть мне этот спектакль, правильно сыграть эту жизнь?

Как бы мне прочитать и осмыслить весь сценарий до конца, почувствовать весь замысел режиссера, понять, что он хочет нам передать всей этой пьесой?

А передать он нам хочет свое чувство абсолютной любви. Что такое любовь?

Любовь – это возможность забыть о себе и всего себя растратить ради других, ради чего-то высшего. Но если я всё растрачу, значит, у меня ничего не останется? В этом и есть вся суть, что у меня полно этого. И у всех полно, просто мы не знаем об этом. Думаем, что растратимся. Мы боимся, что у нас всё кончится, если мы что-то кому-то дадим, отдадим себя. Ничего у нас не кончится, если мы соединимся с самим Источником любви, включимся в поток его неиссякаемой любви!

А без этого вся наша жизнь, действительно, похожа на спектакль или игры в детской песочнице, где мы, как маленькие дети, забавляемся, не уставая заново выяснять каждый раз, кто на свете всех сильнее, всех богаче, и милее.

Однако за пределами этой песочницы такая деятельность бесплодна. Если мы подросли и хотим выйти в большой мир, нам предстоит овладеть силами, которые действуют там. А действуют в этом большом истинном мире только силы любви, силы отдачи.

Мы можем ощутить присутствие любви во всём, что нас окружает. Это всепроникающее, пронизывающее все, дышащее вокруг и внутри нас поле любви, которое готово проявиться в нас, для нас, чтобы мы почувствовали его, как диктующее всему определенные законы, почувствовали напряженность этого поля относительно нас. В нем заложена вся мысль Режиссера, и оно само – Любовь.

Подражание природе

Заботы о благе ближнего, старания объединиться с ним, словно органы одного тела, а также усилия, направленные на осознание обществом важности такого единства, заложат фундамент, на котором человечество построит жизнь в полном подобии природному свойству любви и взаимоотдачи. Разумеется, речь идет пока не о внутреннем глубинном изменении свойства нашего эгоизма, а о первом этапе процесса, в ходе которого мы будем внешне моделировать взаимоотношения, существующие в природе, подобно ребенку, подражающему своему отцу. Ребенок тоже не слишком ясно понимает, чем занимается отец, и все же старается подражать ему, желая стать таким же. Видя, как отец работает молотком, малыш имитирует его действия своим игрушечным молоточком. В результате, мальчик развивается, не только копируя движения отца, но и обретая постепенно его разум. Вот и мы должны пытаться подражать природному свойству любви и отдачи. Имитация эта, словно обретение более высокой ступени, которой необходимо достичь, не только исполняя внешние действия, но и постигая ее своей внутренней сутью.

Забота о благе ближнего может быть мотивирована двумя основными факторами:

  • Желание заслужить почет и уважение общества.
  • Подлинное внутреннее осознание превосходства свойства любви и отдачи над самонаслаждением.

Копировать природу подобно ребенку, который неосознанно подражает отцу, – значит, заботиться о благе ближнего, руководствуясь первым мотивом. Подобная имитация лежит в основе механизма развития и роста, продвигаться без нее невозможно.

Вначале мы будем заботиться о ближнем, чтобы насладиться уважением общества, однако постепенно начнем замечать, что альтруистическое отношение к ближнему само по себе является особенным возвышенным свойством, даже вне связи с полагающимся за него общественным признанием. Мы обнаружим, что альтруистическое поведение – это источник совершенного, безграничного наслаждения; причем, это проявится благодаря тому, что мы на деле начнем ощущать силу самой природы, совершенную и беспредельную.

Иными словами, в результате наших усилий, направленных на подражание силе природы, мы почувствуем, что в природе как таковой заложено совершенство. Осознание этого факта произведет в нас внутренние перемены: мало помалу пред нашим взором выявится высота и благородство свойства любви и отдачи по сравнению с нашим исконным свойством самонаслаждения. Тогда мы захотим уподобиться природе и достигнем ступени более высокой, чем та, на которой были созданы. Взойдя на эту ступень, мы вольемся в природную гармонию и совершенство – именно к этому естественный закон развития направляет и ведет человеческий род.

Прямая связь

В одной мудрой притче говорится о том, что если мы можем задать вопрос, значит, на него существует ответ. И правда: пока в нас не возникнет желание разобраться, осмыслить, спросить, мы остаемся на том же уровне развития, как будто спим. Сильный, требовательный вопрос изнутри – это уже шаг вперед.

Посмотрите на детей – их глаза горят любопытством, нетерпением, они выстреливают десятки вопросов в секунду: Почему небо голубое? Зачем я? Отчего люди ходят на ногах? Кто создал этот мир? Для них это – интересная, развивающая игра со взрослыми. Ответ приносит новое знание, новый ракурс наблюдения и, в то же время – удовольствие. Нам же, взрослым, приходится только завидовать нашим детям, потому что вопросы, которые рождаются внутри нас, зачастую до того сложные и выстраданные, что и задать их некому. Не пойдешь же к психотерапевту с вопросами «в чем смысл жизни?», «почему меня не любят?», «как стать счастливым?»…

Именно поэтому газета «Новое Человечество» и открыла в одном из первых номеров рубрику «Прямая связь». Сегодня нам помогает отвечать на ваши вопросы профессор онтологии, основатель и руководитель Международной академии каббалы Михаэль Лайтман.

«Уважаемая редакция, посоветуйте, что делать: мой сын целыми днями играет в компьютерные игры! Не помогают ни уговоры, ни ругань, ни строгость… На последнем родительском собрании классный руководитель рассказала, что он стал тайком прогуливать школу. Оказалось, он убегает с уроков играть в ближайший компьютерный центр…

Я не могу понять, что он нашел в этом? Игры затягивают его все глубже и глубже, и я ничего не могу с этим поделать… Мне кажется, я теряю сына».

Т., г. Москва

Подобная ситуация сегодня встречаются довольно часто. В виртуальный мир уходят как дети, так и взрослые. У каждого, безусловно, есть свои причины – проблемы в общении со сверстниками, депрессия, усталость, желание на время спрятаться от невзгод. Игра здесь служит спасительным кругом, ведь в ней каждый игрок получает новую жизнь (пусть и нереальную), неограниченные возможности, свободу.

И все-таки, как быть, если ваш сын не замечает ничего кроме любимого компьютера? Во-первых, не давите на него, это вызовет только обратную реакцию – он будет убегать играть к друзьям, в Интернет-кафе. Давайте попытаемся понять, почему он вообще играет, зачем ему это и попробуем направить его пристрастие в положительную сторону.

К играм надо относиться очень серьезно. Элемент игры присутствует в природе как непрерывный, как необходимый элемент развития. Живые клетки, растительность, животный мир и, тем более, человек представляют собой элементы постоянной игры. То есть это постоянная игра в неизвестную следующую ступень развития. Знаете, как по закону «отрицание отрицания»: я нахожусь на каком-то этапе своего развития, я чувствую, что я на нем уже больше быть не могу, это меня выталкивает дальше, а куда – я не знаю. И вот этот элемент игры является элементом роста, прогресса.

Поэтому игра – это самое серьезное, что есть в нашем мире у развивающихся элементов. Успех развития зависит только от того, какие движущие силы в этом участвуют и какой предполагается следующий этап.

Вообще игры для детей придумывают не простые люди, а специалисты, ученые, профессора, психологи. Ведь если мы хотим, чтобы ребенок хорошо развивался, то для этого над играми, в которые он играет, нужно серьезно и долго работать. Зная психологию человека, зная, что мы хотим из него сформировать, мы должны дать ему такую игру, которая не просто бы его растила, но давала бы и навыки для его самостоятельного хорошего развития, учила его правильно играть в жизни. Ведь не секрет, что и в общении, и в жизни – везде, где бы мы ни встречались друг с другом, что бы мы ни делали, мы всегда играем, то есть мы идем навстречу чему-то.

В идеале игра должна подталкивать человека к ощущению общности человеческой природы, показывать, что она представляет собой единый организм. Неживая, растительная, животная ее части существуют инстинктивно в состоянии гомеостаза. А человек своим поведением как бы выпадает из этой картины, и поэтому он такой несчастный и вынужден убегать от реальности, как это делает ваш сын.

Попробуйте подобрать ему такую игру, которая хоть немного приоткрыла бы эту взаимосвязь всей природы, включая даже не только наш мир, но и наши состояния до рождения и после смерти, то есть общую, полную картину мира. Если эта игра ему покажет, каким интегральным составляющим он должен быть в этой картине, то ваш сын быстро придет к правильному поведению в жизни, найдет в ней свое место.

«На днях прочитал в журнале, что одна таиландская компания выпустила компьютерную игру Ethics Game, призванную освободить человека от жажды насилия. В отличие от них, игра пропагандирует пять заповедей буддизма: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не обманывать и не употреблять алкоголь. Игрок, совершающий паломничество в компании со старым мудрым монахом, должен преодолеть препятствия, не нарушив эти заповеди.

Мне очень понравилась эта идея. Как Вы думаете – возможно ли примирить представителей разных религий с помощью игры? Например, создать виртуальное пространство, куда поместим все основные религии, которые сейчас существуют в мире, и дадим там возможность взаимопроникновения и взаимодействия?»

Анатолий, г. Нижний Новгород

Религии появились и будут существовать все то время, пока человеку что-то неизвестно в нашем мире, пока он задается вопросом: «Для чего я живу?». И если эта жизнь кончается тем, что тело умирает, а что дальше – он не видит, то это и является источником существования религий. Если бы этого «дальше» не существовало, как в виде вопросительного знака, то религий бы не было.

У человечества сегодня около 3800 всяких верований. Поэтому если мы включим в какое-то виртуальное пространство существующие на сегодня религии в том виде, в котором они есть, мы увидим еще большую неразбериху. Мы включим элемент, в котором у нас нет абсолютно никаких знаний, а всего лишь какие-то предположения, догадки, теории, основанные на вере. Все дело в том, что каждый трактует религию по-разному, не понимая вообще, что находится в основе этих религий. На этой основе нельзя строить ничего, это слишком субъективно. Если опираться на неизвестные нам элементы, то эта игра пойдет в раскос.

Правильно поставленная игра должна избегать тех элементов религии, которые оставляют вопросы человека без ответа, и включать в себя максимальные понятия о природе нас и окружающего мира. Только тогда мы сможем разумно развиваться и каким-то образом, в принципе, аппроксимировать будущее. Посмотрите, как все это происходит в нашей жизни: мы вынуждены играть друг с другом на очень жестких, серьезных условиях, постепенно выявляя человеческую природу, окружающую нас природу. Из этого мы строим правильную тенденцию игры, предугадывая свое природное развитие. Так, играя с нами, природа показывает нам, что мы интегрально взаимосвязаны, а вся эта ненависть, неприятие, войны – оттого, что наш эгоизм отторгает друг друга.

«Недавно перешел на новое место работы и был поражен: в уставе фирмы прописано, что все сотрудники ежедневно должны собираться на игровые тренинги. Для меня – довольно взрослого уже человека – это очень серьезное испытание. Я по своей натуре замкнут и поэтому подобные семинары отнимают у меня очень много времени и сил…

Какой смысл в этих детских играх? Мы же серьезные, взрослые люди…»

Виктор Александрович, г. Санкт-Петербург

Деловые игры получили в последнее время широкое распространение в бизнесе. С помощью подобных тренингов решаются задачи совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. И это неспроста. Оказывается, игра на самом деле запрограммированный закон природы. В любых процессах – биологических, физических, физиологических и других – невозможно перейти со ступени на ступень, если нижняя ступень не начинает играть в подражание верхней ступени. Мать, играя с ребенком, дает ему то, что он понимает, но внутри всех этих вещей заложена большая мудрость, как его продвинуть, чтобы думал, знал, как превозмочь невзгоды и продвинуться. Эта игра вызывает сверху с высшей ступени определенные силы, внутренние качества в нижней ступени, которые таким образом переводят ее на верхнюю ступень.

Мы не просто играем каким-то образом, мы делаем из себя что-то новое, производя при этом очень серьезное физическое действие, которое только и способно поднять нас на следующий уровень. Единственный вопрос, который стоит ставить перед собой – во что стоит играть.

Налаживание отношений между работниками компании, развитие корпоративной культуры, частые совместные мероприятия, в том числе и игровые тренинги – все это приемы социальных психологов, построенные на основе общего закона природы, который говорит о том, что все построено на законе всеобщего взаимодействия. Мы – человечество – всего лишь маленькая-маленькая деревня, мы взаимосвязаны, мы представляем собой клетки одного и того же тела. Каждая клетка потребляет минимум для себя и служит всему организму, но за это она заслуживает и жизни всего организма. Если она начинает потреблять больше, чем ей надо, и не обслуживает организм, она становится раковой. Это закон клетки внутри тела – закон абсолютной отдачи.

Марк Розовский: «Я вижу – мир несправедлив, поэтому я исправляю не мир, а себя»

Игра присутствует во всем: в жизни, в кино, в театре… Без этого невозможен рост, как и неосуществимо творчество. О том, с кем мы играем и для чего, рассказывает народный артист России, художественный руководитель театра «У Никитских Ворот» Марк Розовский.

– Театр начинается не с вешалки, он начинается с режиссера. Какую тему вы чаще всего берете для своих постановок?

– Нет ничего более интересного, чем человек в самых разных его проявлениях: в заблуждениях, метаниях, поисках истины. Человек не в его идеальном виде, а с его внутренними конфликтами и конфликтами с миром, в котором родился и должен найти себя, в тех поступках, которые определяют смысл его жизни.

– Вы сказали – смысл жизни. Что это для вас?

– Смысл жизни может нам только открыться. Для меня смысл жизни – мое дело, театр, игра. Конечно, к этому свойству прибавляется моя семья, дети, близкие, друзья.

– Фразу Шекспира «Весь мир театр, а люди в нем – актеры» очень любят цитировать, может быть, не очень даже представляя себе, что такое игра в театре и игра в жизни…

Кажется, что игра – это вообще-то нечто легкомысленное, поверхностное. Литература, например, гораздо серьезнее, чем лицедейство, преображение, которому я подвергаю себя и других каждый день.

Знаете, великий английский трагик Лоуренс Оливье придумал себе эпитафию, он хотел, чтобы на его могиле было написано: «Он был забавен». Это говорит о его чувстве юмора, о его любви к жизни и ироничном отношении к самому себе. Ведь если мы глубокомысленно будем относиться к тому, что мы делаем, то будем просто дураками.

Это я и называю игровым началом. Вы можете заниматься самыми серьезными делами, но не терять при этом игру. В театре это очень важно.

Театр придумал подмостки как некое пространство, отделяющее от реальности, от зрителей. На сцене происходит совершенно другое существование. Театр – это то, что приходит ниоткуда и уходит в никуда. Сам акт театрального искусства сопровождается публичностью исполнения, глупо представлять себе театр без зрителей вообще. Всегда волнительно, когда зрительный зал неистовствует, сопереживает, сочувствует, воспринимает волну страдания или наслаждения, которая приходит к нему со сцены.

Вся прелесть в том, что театр сегодня, может быть, единственное место на земле, где имеет подтверждение некая мистика, где есть замкнутое или открытое пространство, в котором возникает некое действо, которого реально нет. Театр – это то, чего нет. Я очень люблю приходить ночью на свою собственную сцену. Я смотрю на декорации, повернутые к стене, – они в спячке, они ждут семи часов вечера, когда загорится свет, когда зрительный зал будет полон, когда начнется этот фантазм.

Но все-таки театр, как говорил Станиславский, это жизнь человеческого духа, это партнерство, это общение. Общение выдуманного мира с реальным – это суть театра. Но этот ирреальный мир – он не фантазм, как я сейчас сказал. Этот мир загадочен, он непостижим. Более того – театр всегда вариативен. В разных театрах одна и та же пьеса – это разные миры. Найти самую глубокую, убедительную, заразительную версию – профессия режиссера.

– Удивительно, какое бешеное, громадное желание владеет режиссером, пока он ставит спектакль!

– Сейчас я скажу вам самую страшную вещь. Я сам пугаюсь этих мыслей.

Мы читали, что Всевышний создал мир за семь дней. Ведь кто-то же создал этот мир, какие-то высшие силы приняли участие в создании этой реальности. Мы эту высшую силу называем Творцом.

А кто такой режиссер? Я прихожу в театр на репетицию, и я творю свой мир – пусть не такой огромный, но это мой мир – мир, сотворенный мной. Он должен быть убедительным и заразительным. Это магический кристалл, который аккумулирует ваше внимание, и я претендую на ту волну, которая возникает из зрительного зала и идет ко мне, а я отсылаю свою волну в зрительный зал.

Когда я начинаю делать спектакль, я, простите, выполняю ту же самую функцию, что и Создатель, Творец. Я замещаю Его на время, на маленьком пространстве… В этот момент я Бог. Но как это так: я – Бог? Так даже думать нельзя! Но, тем не менее, я занят тем же самым делом. Поэтому мы и называем талант – Божий дар, а нашу профессию – священнодействием. Поэтому я говорю своим актерам: «Вы сюда пришли не на службу. Вы здесь занимаетесь служением Высшему». Не мне – какой я Бог?! – грешный человек, единственное, на что я претендую, это на создание мирка, даже не мира – мирка. Но этот мирок попадает в сердце, разрастается от сердца к сердцу, становится действительно духовным миром, который надо и прощупать, и которым надо управлять.

– Так вы определяете для себя Духовный мир. Что туда входит?

– Туда входит только один принцип: надо уметь распознать добро и зло. С моей точки зрения, человек, который испытывает стыд, это уже человек с Богом в душе.

Когда-то Лев Толстой сказал: «Царство Божие внутри Вас». Не вне Бог и та сила, на которую можно надеется. Внутри себя попытайся решить все вопросы высшего бытия. Это и есть высшее требование, которое предъявляет Творец. Если я нарушил и испытал по этому поводу стыд, это значит, я прикоснулся к Богу в себе. Или наоборот, я пренебрег этим, и из меня полезла мерзость и гадость.

– Это непросто – жить в мире и гармонии, со смыслом, в таком жестоком мире…

– Мир несправедлив, и есть два вида взаимодействия с этим миром. Первый – я направляю мое «я» на то, чтобы исправить мир. Причем я понимаю, что этот мир невозможно исправить. Я, как Раскольников, беру топор и испытываю себя со старушкой, с тем чтобы переустроить мир. Так делали Наполеон, Ленин, Мао Дзедун, Сталин. Французская революция, прекрасные слова: братство, равенство, свобода. Мы получили по полной программе и братство, и равенство в сталинских лагерях, где мой отец 18 лет отсидел…

Второй путь: я вижу – мир несправедлив, поэтому я исправляю не этот мир, а себя. Конечно, это романтическая идея, но другого пути нет! Потому что первый путь – это топор, атомная бомба, и под прикрытием высоких замечательных слов творится всемирное зло.

– У вас есть книга «Самоотдача» о работе в театре. По-видимому, в это слово вы вкладываете какой-то свой смысл?

– Эта книга о студии «Наш дом», которой я руководил в 60-е годы. А на вопрос, что такое «самоотдача», я отвечу стихами Бориса Леонидовича Пастернака, пьесу которого я сейчас ставлю:

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства.
Жить так, чтобы, в конце концов,
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего звон.

Вот здесь, мне кажется, полный ответ.

Что такое счастье?

Наша природа – желание насладиться. Человек желает быть наполненным всем, что требует его природа. Каждый раз в нас пробуждаются новые потребности, и я все время должен гнаться за новыми наполнениями, чтобы почувствовать себя счастливым.

Я хочу есть. Я хочу пить. Посидеть – погулять. Отдохнуть – немного поупражняться. Послушать – спеть. Посмотреть – поспать. Каждый раз мне нужно обеспечивать свое тело чем-то иным, чтобы наполнить его требования. Я постоянно должен этим заниматься, иначе не почувствую себя живущим, существующим, наслаждающимся жизнью.

Если у человека вдруг исчезают желания, он чувствует себя несчастным. Пропал аппетит, появилась бессонница, исчезло желание играть, что-то увидеть, наслаждаться от секса, от музыки – человек начинает чувствовать, что он словно умирает, становится ограниченным и бессильным.

Наша природа обязывает нас все время желать чего-то нового, постоянно получать наполнение в это желание, и так пребывать в нескончаемой гонке за всевозможными наслаждениями – от желания к его наполнению. И если эта погоня прекращается, мы ощущаем смерть.

Мы видим это на примере пожилых. Когда человек стареет, его желания постепенно угасают, получаемые им наслаждения становятся меньше – до такой степени, что он уже не стремится ни желать чего-то нового, ни ощущать в этих желаниях какие бы то ни было наслаждения. И потому он умирает.

Выходит, что мы ощущаем жизнь только в погоне за наслаждениями. И в тот же миг, как только мы получаем наслаждение, обязаны с новым желанием гнаться за следующим наслаждением, и так продолжается вновь и вновь.

Наша жизнь никогда не дает нам ни отдыха, ни наслаждения, ни остановки. Это постоянная гонка, стремление, страстное желание к какому-то будущему наслаждению. И это наслаждение всегда только в будущем, потому что если мы достигаем наполнения желания в настоящем, то уже не чувствуем в нем наслаждения, и тотчас же должны сменить его на следующую гонку.

Как же достичь счастья, чтобы ощутить себя в покое и безмятежности, наслаждаться в нескончаемом, бесконечно текущем потоке жизни, чтобы мне не нужно было менять это состояние и вновь гнаться за чем-то новым? Как ощутить наслаждение без недостатка и его наполнения, чувствовать полное, совершенное, вечное состояние? Ведь это и есть счастье.

Такое возможно лишь при условии, что человек полностью меняет свою систему наслаждения с получения на отдачу. Ведь если я наслаждаюсь от получения, то каждый раз должен гнаться за каким-то новым наслаждением, чтобы получить его, – уважение окружающих, ощущение собственного превосходства – каких-то новых наполнений.

Но если я только отдаю, то становлюсь неограниченным. Мне не нужно гнаться за новым наслаждением. У меня есть возможность наслаждаться постоянно, чувствуя, что наполняю того, кого люблю. И когда он получает наслаждение, я наслаждаюсь. Я ощущаю наслаждение от того, что он наслаждается от меня.

Точно так же мать наслаждается от своего ребенка, или женщина – от любимого мужчины, если отдает ему свою любовь и видит, что он наслаждается, получая это наслаждение от нее – от своей любимой.

Несмотря на то, что в идеале это вроде бы так просто сделать – отдавать тому, кого любишь, и наслаждаться от этого, но в нашей жизни это возможно лишь при условии, когда двое любят друг друга. Такого почти не случается, поскольку мы эгоисты, и каждый думает о том, как насладиться от другого, как использовать его, а вовсе не о том, как отдавать ему.

Тут нужна особая методика, помогающая человеку подняться над своим эгоизмом, которая приведет его к счастью, когда он не завидует другим, не сравнивает себя с окружающими, и радуется тому, что у него есть, поскольку готов все отдать другим и счастлив в этом.

Так человек достигает счастья и поскольку избавляется от своего эгоизма, поднимается над ним, не желает использовать ближнего, чтобы чем-то наполнить свое эго, то приходит к любви. Он может любить другого без всякого расчета собственной выгоды. Его любовь не зависит ни от чего, она ничем не ограничена, и он счастлив в ней. И тогда он достигает истинной, вечной любви, когда ему взамен ничего не нужно – только бы отдавать тому, кого любит. И это подлинное счастье – вечное и совершенное.

Сказка о любящем сердце

Однажды один богатый человек позвал к себе сына и сказал ему:

– Я хочу, чтобы ты стал человеком.

– Но я ведь и так человек.

– Нет, сынок, чтобы стать человеком, мало родиться от женщины, ходить на двух ногах и разговаривать. Я приказал снарядить корабль, и он увезет тебя в дальнюю страну. Денег я дам тебе только на дорогу в одну сторону.

– Отец, как же так, ты оставишь меня без средств к существованию?

– Не волнуйся сынок, я дам тебе волшебную палочку. К чему бы ты ей не прикоснулся – все станет принадлежать тебе.

И вот приплыл наш юноша в неведомую страну. И к чему бы он ни притронулся волшебной палочкой, все чудесным образом становилось его собственностью.

Он стал жить в самом роскошном дворце. Лучшие повара готовили для него яства. Самые красивые девушки делили с ним его ложе.

Прошло какое-то время, и все это не стало приносить ему удовольствия. Все было каким-то искусственным. Все люди были как куклы, и всегда делали то, что он хотел. И уже никто не восхищался им, как прежде.

И тогда он собрал огромную армию и сказал: «Я заставлю дрожать этот мир, мое имя прославится в веках, как имя самого могущественного из поколений». Прошли годы. Огнем и мечем полчища его обезумевших солдат выжигали землю от края и до края. Но и это перестало приносить ему наслаждение.

И вновь завертелась карусель ненаполненных желаний. И на смену одним желаниям снова пришли другие – более сильные. Он воскликнул: «В знании – сила и высшее наслаждение. Я должен постичь мудрость веков! Там, среди трудов ученых и мудрецов, я найду упоение для своей души».

Шли годы. Он читал все подряд, впитывая знания, как губка. Гордость переполняла его сердце: «Теперь я знаю все!». Но в один прекрасный момент он понял, что и знания не приносят ему удовлетворения. «О, боже! – взмолился он, – в чем же смысл этого чудного калейдоскопа жизни? В чем тайна колесницы, несущей меня по веренице кругооборотов? Где спрятано мое счастье?»

Так он впервые задумался, почему он не может удержать наслаждение, почему оно ускользает, как песок сквозь пальцы, почему эта безумная гонка за новыми удовольствиями приносит ему только разочарование.

«Может мне не хватает любви других людей?» – подумал он. Но оказалось, что волшебная палочка здесь помочь не может. «Я не могу своей палочкой дотронуться до их сердец. Я могу их всех подчинить, но в сердцах они будут ненавидеть меня».

«Хорошо, – решил он, – я засыплю их подарками, я буду исполнять любые их прихоти и добьюсь, таким образом, их любви». И снова наш герой, не покладая рук и не смыкая очей, трудился волшебной палочкой, осыпая людей подарками, чтобы не испытывали они нужды больше ни в чем.

Но вот беда – люди не только не стали любить его, а еще больше возненавидели. И это за то, что не могли ответить ему тем же. Они стали ленивыми и ворчливыми, постоянно требуя все новых и лучших подарков, потому что предыдущие уже не приносили удовлетворения их желаниям.

Отчаяние и страх заполнили его сердце.

И тогда он вспомнил о том, что отец устроил все так для того, чтобы он стал человеком.

И, помня о том, что не может дотронуться волшебной палочкой до людских сердец, он включил их сердца в свое сердце. И тогда все желания людей стали его собственными. То, что ощущалось в их сердцах, ощущалось и в его сердце. Если они наслаждались – он наслаждался, а если они страдали – страдал и он. Так он понял, что человек – это тот, кто объединяет все людские желания, все людские сердца в одно большое любящее сердце.

А волшебная палочка стала больше не нужна ему. Он понял, что то наслаждение, которое дает истинная любовь, отдача, в бесконечное число раз больше всех тех маленьких удовольствий, к которым он напрасно стремился в этой далекой стране.

Игры, в которые играют люди

Мы играем с детства и играем всю жизнь. Девочки играют в дочки-матери, учительниц и докторов, мальчики – в военных и шоферов. Потом становятся мамами и папами, учителями и врачами, шоферами и летчиками. Дети, играючи, копируют привычку родителей курить или ругаться, а потом, не успеешь оглянуться, как привычка становиться второй натурой. Играя, дети растут, а, повзрослев, не перестают играть.

Ребятам о зверятах

Учёные обратили внимание, что детеныши животных, которые в детстве были лишены игр, вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь проводят в одиночку, – медведи, дикие кошки, например, – в детстве очень общительны и игривы.

Этологи (этология – наука, исследующая врожденное поведение, инстинкты как животных, так и человека) видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения: как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. Большинство игр – вариации на три главные темы: хищник-жертва (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), брачные партнеры (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), родители-дети (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.).

Присмотримся, во что играют наши дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нравилось, к чему нас тянуло. Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (игры в войну) – все знакомые темы, общие с животными. (В.Р. Дольник, «Такое долгое, никем не понятое детство»)

Но ребенок не только воспроизводит игровые модели, заложенные в нем природой, он также копирует действия взрослых, чтобы приобрести их ступень, статус, уровень. Сначала он играет во взрослого, но потом так проникается игрой, что становится взрослым.

Подмастерье копирует действия мастера, чтобы самому стать профессионалом. Так мы, желая понравиться и чуточку быть похожими на тех, кого мы уважаем, любим, считаем примером, часто неосознанно проникаемся их привычками.

Взрослые игры

Взросление и рост основываются на природном законе подражания, который действует на всех биологических уровнях. Нижняя ступень хочет получить свойства высшей ступени и начинает копировать ее действия. Желание со стороны низшего уровня заставляет высший уровень как бы спуститься до уровня низшего, а точнее, одеться, проникнуть в него и передать ему свои свойства. Низший таким образом пропитывается свойствами высшего.

Человек играет, чтобы расти, или, растет, чтобы играть.

Ученые выделяют несколько периодов роста желаний человека. Первый – рост физических желаний, связанный с ростом физического тела, приобретением знаний и созданием собственной семьи.

Второй период – это рост желаний материального: мы хотим приобретать, зарабатывать деньги и тратить их, покупать на них впечатления. Через некоторое время деньги уже перестают нас удовлетворять, мы мечтаем, чтобы наши заслуги признали – это период стремления к славе и власти. Но и всеобщее признание вскоре нам тоже надоедает, мы понимаем, что абсолютную власть над собой и всем миром дает знание, знание всего обо всем. Это четвертый период развития желаний человека, но не последний.

Желания человека иметь семью, дом-полную чашу, деньги, уважение окружающих, знания сплетаются в плотную систему, полностью определяющую его жизнь и ведущую его к осознанию, что больше всего он хочет понять, кто же он такой.

Какая у тебя роль?

Зрелый человек уже и сам не знает, сколько ролей он играет. На работе он пунктуальный подчиненный или строгий руководитель, ценящий время и деньги. Дома – семьянин, в компании – балагур и заводила. Рядом с мамой – хочет снова поиграть в ребенка, тем более что маме намного приятнее видеть его маленьким, чем взрослым незнакомым человеком. У человека столько ролей, сколько компаний или обществ, в которых он вращается! Но где же он сам? Не может же он только раствориться в тех ролях, которые как костюмы надевает на себя по необходимости.

Каждый период проходит согласно диалектическому закону отрицания отрицания: всякая вещь существует до тех пор, пока не начинает себя разрушать. В этом разрушении есть созидание высшей ступени. Поскольку желание знаний – это ступень, находящаяся выше желания власти, славы, денег, секса и хорошего питания, то и желание вырасти на этой ступени намного выше, а значит и страдания от невозможности достичь желаемого тоже тяжелее.

Однако все жизненные ситуации призваны помочь человеку правильно задать вопрос о смысле жизни и самому дать себе правильный ответ, и в какой-то момент человек все-таки достигает ступени осознания цели и смысла собственной жизни.

В этот период человек уже не хочет играть все эти роли, ведь он понимает, что, прячась за ними, он заслоняет свою суть. Его раздирают вопросы: «Кто я на самом деле? Зачем я живу?».

Этот вопрос – главный признак того, что личность достигла в своем развитии особенного состояния, в котором она может наконец-то почувствовать свою сущность. Если, согласно известному выражению Шекспира, «весь мир – театр, а люди в нем – актеры», то в жизни человека наступает такой момент, когда из театра он приходит домой, снимает маску, оставляет на вешалке концертный костюм и может, наконец, увидеть, кто же он на самом деле, когда он не играет, когда «Я» – это просто «Я».

«Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Теории, положившие начало открытию голографического эффекта, были впервые разработаны в 1947 году Денисом Габором (Dennis Gabor), получившим за это открытие Нобелевскую премию. Голограмма представляет собой явление, в котором целое содержится в каждой из его составляющих. Ученые приходят к выводу, что реальность, по своей сути, тоже является голограммой. На голографическом эффекте основывается и работа головного мозга. Наши мыслительные процессы имеют много общего с низшим уровнем развития Вселенной и состоят из того же вещества. Мозг – это голограмма, отражающая голографическую Вселенную. Авторами этой необычной идеи являются двое выдающихся мыслителей – физик Лондонского университета Дэвид Бом (David Bohm), ученик Эйнштейна, и один из светил мировой квантовой механики, нейрофизиолог Стэндфордского университета Карл Прайбрам (Karl Pribram): по воле случая они совершили свои открытия совершенно независимо друг от друга, работая в разных областях науки.

В свое время Эйнштейн отметил, что «открытие новой теории подобно восхождению на гору, когда взору открывается новая и более широкая панорама». В 1979 году Роберт Дж. Джан (Robert G. Jahn), декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, проведя тысячи экспериментов, обнаружил, что мозг непосредственно влияет на материальную действительность. И уже в 1994 году ведущие ученые и педагоги мира собрались в Принстонском университете, чтобы обсудить, как можно развить эту потрясающую теорию и применить ее на практике. В своих поисках они почти вплотную подошли к тому, что говорится о восприятии реальности в древнейших книгах довавилонских времен: наш мир является воображаемым. Если человек постигает реальность как реальность – то она является таковой, если он считает ее воображаемой – значит, она воображаемая. Определяет это именно сам человек, а не кто-то со стороны. Есть люди, которым наша реальность представляется мнимой, однако они работают с ней, поскольку понимают, что речь идет об одном из этапов, который человек обязан пройти.

Человек, перешедший из одной реальности в другую, воспринимает прежнюю как воображаемую. Она является таковой именно для него, но не для тех, кто все еще находится на предыдущей ступени. Для них это, возможно, единственная реальность, поскольку они никогда еще не поднимались со своей ступени восприятия на более высокую.

Речь идет о духовных ступенях, по которым человек приближается к истине, все глубже постигая связь этих сил, пока не доходит до такого их соединения, которое называется бесконечностью. Человек, осознавший себя частью открытой и динамичной Вселенной, сможет развить более активный и творческий подход к жизни. Теперь ему не нужно стоять на обочине, наблюдая за происходящим со стороны, – новые открытия позволяют понять, что обочины нет, и никогда не было. Все основано на взаимном влиянии. Куда бы мы ни шли и что бы мы ни делали, наши мысли творят окружающую действительность.

Университет Российской академии образования Международная академия каббалы Международная академия наук высшей школы Psychologies.Ru «Мудрый рок-н-ролл» в «контакте» Блог газеты «Новое человечество»