SpyLOG
Сегодня: 25 Ноябрь 2017, Сбт
Карта сайта
«Человек – мир маленький, мир – человек большой»

Армен Григорян, «Крематорий»: «Я получил заряд добра и надежды»

«Есть вещи, которые стоят над религиями, странами и нашими представлениями об этом мире. И то, что было сегодня – стоит над этим миром, двигает сознание человека», - так прокомментировал Армен Григорян, лидер группы «Крематорий», свое участие в проекте «Мудрый рок-н-ролл».

Новое человечество. Номер 6, 2007

Новое человечество, номер 6 (2007)

Скачать в формате PDF (1200 Кб)

От редакции

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста», – сказал Эйнштейн. Можно было бы с ним согласиться, но вот вопрос: что такое гармоничная личность?

Каждый из нас уникален, а, следовательно, каждый может достичь гармонии. Только вот какой методикой нам воспользоваться? Существует множество систем воспитания, но способна ли хоть одна из них воспитать идеальную счастливую личность? Ответ мы получим только задним числом, лет через 20-30 – а это, естественно, нас не устраивает.

К сожалению, большинство методик насаждают детям нравственность методом кнута и пряника. Они устанавливают искусственные стандарты и охватывают ими все общество. Однако со временем, в силу закона естественного развития, желания возрастают настолько, что справиться с ними уже невозможно, и тогда стандарты пересматриваются. Разумеется, ни к чему хорошему это не приводит.

Колонка редактора, «Новое человечество», №6 Именно сейчас нужна система воспитания, отличающаяся от всех иных методик. Согласно ей, человек должен соответствовать не надуманным критериям, а мудрым законам природы. Ведь только перестав идти на поводу у собственного эгоизма, человек поднимается на уровень альтруистического восприятия, от домыслов переходит к реальной гармонии. Принуждением тут ничего не добьешься. Подлинное воспитание строится только на примере.

Человек формируется окружением, ему нужно постоянно видеть перед собой правильное поведение окружающих. К примеру, если бы все на дороге соблюдали правила уличного движения, то даже закоренелые нарушители незаметно для себя перестроились бы на новый лад. Никому не хочется быть белой вороной. Однако вместо этого общество откровенно пренебрегает теми моральными ценностями, которые пытается привить детям. «Язык тела» не соответствует красивым словам воспитателей.

Воспитание, внутренняя культура создается не знаниями, а естественным внутренним развитием, когда человек становится совершенным в своем отношении к жизни и к миру. Он обнаруживает, что все люди спаяны в единую неразрывную систему и не могут выживать и развиваться по одиночке. Тогда-то он и начинает понимать, как использовать свою уникальность не во вред, а на пользу другим.

Быть гармоничной личностью можно только среди других не менее гармоничных личностей. Именно поэтому хорошо воспитывать детей – значит давать им знание об универсальном законе природы, который требует от всех взаимосвязи и заботы друг о друге. Окружение должно служить примером молодому поколению, показывая, что отдача, забота о человечестве в целом, обо всем человеческом обществе – это высшая ценность, которая необходима как воздух. Тем самым мы правильно воспитаем детей для будущей жизни и обеспечим им возможность стать счастливыми.

Гармоничной личностью является такой человек, который умеет целиком использовать свою уникальность на благо общества.

Борис Бим-Бад: «Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»

Педагогическая антропология (комплексное учение о человеке как о воспитателе и воспитуемом одновременно) пережила три рождения, связанные с тремя выдающимися личностями. Ее исходные принципы провозгласил еще в позапрошлом веке Константин Дмитриевич Ушинский. В прошлом столетии Антуан Сент-Экзюпери дал ей поэтический девиз: «Я весь из моего детства». И уже на переходе к XXI веку и III тысячелетию Борис Бим-Бад, академик Российской Академии Образования, превратил ее в реальную науку.Борис Бим-Бад

В преддверии 1 сентября нам удалось встретиться с Борисом Михайловичем и провести незабываемую беседу на тему образования.

– «Вычитать и умножать, малышей не обижать, учат в школе, учат в школе, учат в школе…» – поется в известной детской песенке. Это действительно так – школа дает ученикам обширную информационную базу. Но в итоге получается, что дети выходят из школьных стен без малейшего представления о смысле жизни, своем предназначении. Это ли не трагедия? Зачем же тогда все эти знания, если нет самого главного?

– Школа не призвана учить смыслу жизни, и было бы ужасно, если бы это делала, не давая возможность человеку самоопределиться и найти смысл жизни собственными усилиями. Школа – это основы наук, дисциплины, модель взрослой жизни, когда от тебя требуют исполнения твоих обязательств. Она нужна для того, чтобы ребята не только дрались, но и учились общаться. Это хорошая тренировка способностей, раскрытие их всевозможными трудностями.

Но, в основном, школа нужна не тем, кто в нее ходит, а тем, кто управляет в данной стране. С помощью школы господствующим правящим группам нужно, во-первых, «недоразвить» человеческие способности, глушить их зубрежкой, чтобы дети учились еще и подчиняться идейно, а во-вторых – нужным образом подготовить детское сознание к войнам. Как это ни странно, но все школы мира натравливают учеников на другие народы и воспитывают ненависть к другим. В этом смысле особенно сильно влияние гуманитарных предметов.

– Почему Вы так считаете?

– Это общеизвестно. Независимые интеллектуалы раз в двадцать лет собираются в Европе и делают взаимную ревизию всех учебников истории, выпущенных за это время. Как раз на таких съездах было обнаружено, что одно и то же историческое событие во всех учебниках освещается националистически. Например, в Норвегии битву со шведами выиграли норвежцы, а в Швеции – наоборот. Что говорить о нас, о России…

– Значит, школа – это зло, и если мы хотим вырастить миролюбивого ребенка, то ему туда ходить просто опасно?

– Но попробуйте не ходить в школу – вы же не устроитесь в жизни! Главная задача родителей здесь – нейтрализовать вред школы, и усилить ее пользу. Там есть и то, и другое.

– Как это сделать?

– Очень просто. Каждый вечер нужно спрашивать у ребятенка, что было в школе. И, слушая ответ сына или дочери, ответственный и вдумчивый родитель что-то одобрит, что-то попробует нейтрализовать. Например, скажет: «Подумай, ведь есть же другие факты… Давай сопоставим». Это, кстати, еще очень помогает не терять общий язык с ребенком по мере его взросления, да и самому ребенку – качественно подготовить домашнее задание. На самом деле только родители могут помочь ребенку справиться со школьными трудностями. Короче – влияние школы на своего ребенка родители не должны оставлять без внимания. Это очень серьезно. В школе есть полезное – это бег, спорт, спецкурсы…

– …общение, которое дает возможность понять, из каких страстей состоит мир…

– Да. Ребенок начинает понимать, что те же страсти, которые живут в нем, от которых он не может избавиться, есть и в другом человеке. А иначе невозможно жить и взаимодействовать.

– То есть он начинает видеть, что человек, который находится рядом, является отражением его же самого?

– Очень точно. Все люди в глубине, в корне, в сердцевине, состоят из одних и тех же страстей, из одного и того же. Все остальное – модификации. На каком-то уровне мы все едины. Ведь отсюда и идут все заповеди…

Кстати, о корнях. Чем глубже я погружаюсь в изучение истории, тем больше убеждаюсь в том, что нового человечества не может быть по природе вещей. Очень долгое время мы лелеяли мысль о создании нового человека, его воспитании. И все эти опыты привели к ужасным последствиям.

На самом деле люди всех времен и народов, в общем-то, одни и те же. Новое человечество должно как-то включать в себя старое. Потому что в нем были и прекрасные и ужасные люди, и правильные и неправильные… Все было. Человек же не кошка и не собака, чтобы выводить новую породу?

– А если подразумевать под новым человечеством не какую-то новую породу людей, а то же самое старое человечество, только правильно использующее свою природу? Речь идет не о физическом обновлении, этим уже занимались фашисты, выводили новую породу совершенных людей – и безрезультатно. Не в мясе ведь дело…

– Всегда были люди, которые постоянно самосовершенствовались и совершали невероятные подвиги. Если мы признаем, что мы – одно и то же человечество, имеющее свои корни, признаем преемственность, мудрость тысячелетий и величие подвигов наших предков, то это – одно дело. Если же мы не учитываем этого, происходит разлад: каждое новое поколение считает, что оно лучше и умнее, чем старое. И получается конфликт поколений.Борис Бим-Бад

– Почему он возникает на самом деле?

– Он неизбежен потому, что молодость многого не знает, а старость многого не может. И из-за этого мы медленно развиваемся: молодость нетерпелива, ей хочется решить вековые, мучительные, сложнейшие вопросы здесь и сейчас, молодежь ненавидит предков, стариков, родителей за то, что они не подготовили мир к тому, чтобы молодой человек вошел в него и занял бы в нем достойное место и мог бы свободно развиваться. Он приходит, и не может найти себе применения, его место занято. А мы не в состоянии это обеспечить, потому что колесо истории очень медленно, очень трудно движется, а само человечество – очень молодое, оно только-только начинает свое развитие. Если взять из расчета 30 лет на одну смену поколений и 6.000 лет письменной истории, то за историю всей нашей цивилизации дети сменяли отцов всего 200 раз. Но ведь это же ничто! Мы только начинаем, но мы уже многое сделали и осознали. Мы – человечество – в общем-то, молодцы. Хотя, конечно, гады, негодяи…

– Мне кажется, что за это время мы просто раскрыли, что надо быть ближе к корням…

– Именно. И мы очень многое сделали, посмотрите, какие достижения в науке! Мы с трудом уживаемся друг с другом, потому что природа человека эгоистична, и это правильно. И человек должен быть эгоистом. Иначе он не выживет. Ход истории выявляет это столкновение интересов, эгоизмов, жуткую борьбу, конкуренцию. Слишком часто в этой борьбе погибают лучшие, к сожалению…

– С другой стороны это позволяет сделать какие-то выводы…

– Абсолютно верно! Как говорил старик Кант, «человек неуживчив, но эта неуживчивость заставляет его развиваться». Иначе бы он мало двигался, ведь человек ленив по своей природе. Ему нужен овод, ему нужно, чтобы его кусали и заставляли двигаться вперед. И, мне кажется, это главный ответ на вопрос «почему мир не подготовлен, не оборудован к приходу новых поколений?» Это общечеловеческая трагедия. Старые и молодые должны объединиться. Но мешает эта неуживчивость, эгоизм: старые считают, что они во всем правы, молодые – что они… Очень сложно соединиться.

– Есть ли какая-то методика борьбы с эгоизмом, неуживчивостью, которая может стать этим самым соединяющим мостом между взрослым и молодым поколениями?

Конечно, есть! Эта методика называется «будь человеком». В Университете старость соединяет усилия с молодостью. Но это ничтожная часть человечества, однако дает мне оптимистическую веру в будущее, что все-таки именно на почве образования лучшее, что есть у старшего поколения, можно соединить с энергией, задором, нетерпением, силой молодого, и это даст плоды.

Если говорить о воспитании, то нужно, чтобы дите с самого начала привыкло видеть во взрослом ребенка, только другого возраста. А мамы и папы должны преодолеть свой эгоизм и научиться смотреть на ребенка как на полноценного человека. Важно уважать в нем человека, преподносить все на том уровне, на котором он готов принять и понять. И тогда он привыкнет быть откровенным, делиться, будет знать, что его поймут. Вот такой мостик – рецепт нового человечества.

Беседовала В.Важенина

Калейдоскоп штампов. Рубрика: Восприятие реальности

Рождается новый человек. Он еще не приспособлен к окружающему миру, его восприятие еще не собрано, не структурировано, не разложено по полочкам, не загнано в рамки. Он даже еще не знает, как реагировать на громкие звуки, как схватить игрушку, улыбнуться маме в ответ. Реальность лежит перед ним как она есть, открытая и непостижимая.

Но вот появляется взрослый человек. Он выделяет из цельной картины мира ребенка несколько кусков и объясняет исходя из своего восприятия: вот, приглядись, эта плоскость на четырех вертикальных ножках – стол. А вот это яркое и округлое – лампочка. А это вот – комната. А это вот… А это вот….

Калейдоскоп штамповТак у ребенка появляются первые матрицы восприятия, пока еще самые простые: стол, стул, стенка, комната, солнце, человек, природа, мир, жизнь, смерть. Подобно горсти стеклышек в калейдоскопе, эти понятия, сложившись в определенный узор, создают ему новый мир. Их можно собирать, разбирать, тасовать так и эдак, получать ту или иную картину мироздания. Но все это будут искусственно созданные образы или их комбинации, не имеющие ничего общего с личным «Я» ребенка, ведь сами «стеклышки», как и представление о них, навязаны взрослым учителем. И чем больше в ребенка вставляют таких штампов, тем дальше он оказывается от видения истинной картины мира, и тем меньше шансов снова ее увидеть…

Ребенок растет. Идет в школу. В его мировоззрении появляются новые элементы: религия, этика, природа, взаимоотношения, любовь, семья, работа, карьера, необходимость воспроизвести самого себя…

Ребенок попадает под влияние различных убеждений, верований, этических принципов, ценностей. Некоторым детям внушают, что смысл жизни состоит в достижении материальных благ. Других, еще при рождении крестят или обрезают, надевают тюбетейку или воспитывают атеистом…

Малыш становится полноправным членом социума. Он истово работает, учится, заводит семью, детей, внуков, со временем начинает копить на старость, потом откладывать на похороны… И в итоге умирает, не зная, зачем родился и прожил эту жизнь, для чего умирает. Наверное, потому, что все так делают. Потому что невозможно представить себе какую-то другую жизнь.

Но возможно, если мы сумеем воспитать наших детей по-другому – не будем навязывать им с рождения нашу заведомо ущербную картину мира и ценности, в которых мы сами не уверены, если мы пробудим у них вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл жизни? Зачем я здесь и что мне делать?» – возможно, что-то изменится в этом мире?

Быть может, эти вопросы принято притуплять, откладывать в дальний угол потому, что на них якобы нет ответа – каждый новый ответ порождает десятки новых вопросов. И очень многие родители, опасаясь за психику своих детей, сознательно отвлекают их от столь опасного путешествия подручными средствами. Часто это приводит подростков к апатии, суицидальным настроениям и безвольности. Если мы хотим, чтобы этого не происходило, то мы должны показать и доказать на личном примере, что ответ на эти страшные своей откровенностью вопросы есть. Ведь даже маленький шаг в эту сторону изменит и нас самих, и наших детей, внуков…

Прямая связь

– У меня двое детей, и они совершенно не хотят помогать мне дома. Можно ли их как-то заставить?
Ольга Сивцева, г. Электросталь.

Прямая связьВы действительно считаете, что домашние обязанности необходимы для развития ребенка? Или просто видите, что все дети ваших знакомых что-то делают по дому, и вам хочется, чтобы ваши дети тоже брали на себя какие-то обязанности?

Прежде всего, постарайтесь понять интересы ваших детей, принять их такими, какие они есть. Просто надо начать уважать своего ребенка и пытаться прежде, чем делать выводы и принимать меры, встать на его место. Например, ребенку не нравится мыть посуду. А вы решили, что мытье посуды будет его домашней обязанностью. Начнем с того, а кому вообще нравится мыть эту посуду? Вам нравится? Если да, то почему бы вам не мыть ее самой, а ребенку дать какое-то более привлекательное для него задание.

И вообще, чем именно поможет ребенку это мытье посуды? Если это девочка, то ей в семейной жизни это пригодится, и можно объяснить, что если она хочет стать хорошей женой, ей надо будет в любом случае научиться мыть посуду, ведь она это будет делать ежедневно. И тогда она сама сможет заставить себя это делать. Заметьте, она может себя заставить, а не вы ее.

Вообще в общении с детьми, прежде всего, постарайтесь не заставлять их что-то сделать, а именно дать важность, убедить своего ребенка в том, что это ему пригодится для тех целей, которые он хочет достичь.

Но помните, каждый ребенок индивидуален, поэтому способы убеждения в важности чего-либо для каждого ребенка тоже индивидуальны. Что может убедить одного, совершенно не важно для другого.

Кто как не вы знаете своего ребенка со всеми его слабостями и увлечениями? Поэтому только вы сможете придумать то, что будет интересно для ваших детей и что поможет им в выполнении необходимых вещей.

– Как сделать так, чтобы мой сын понял, что я желаю ему только добра?
Виктор Т., г. Москва

– Все было бы так просто, если бы наш ребенок понимал, что мы желаем ему только хорошего, и делал то, что мы говорим. Однако нашему чаду понять нас намного сложнее, чем нам его. Ведь мы были детьми, пускай уже очень давно и практически все позабыли, но мы ими были, а они нами – нет.

Когда люди превращаются в родителей, они быстро забывают, что такое быть ребенком. И в этом основная беда и главная причина непонимания родителей и детей.

Чтобы малыш смог нас понять, мы, воспитывая ребенка, должны как бы спуститься до его уровня и с этого уровня передать сыну или дочери свое видение мира. Секрет успеха – делать это так, чтобы дети поняли и захотели последовать его примеру.

Многое из того, что мы заставляем делать наших детей, воспринимаются ими как взрослые игры, в которые мы вынуждаем их играть. Ребенок не понимает важности многих вещей, в которые мы его хотим включить. Не понимает, что это необходимо для его развития, для здоровья, для будущей жизни. Поэтому и появляются капризы: ведь малыш думает, что это ему не нужно, а вам просто хочется в это поиграть.

Самый действенный способ решения проблемы, как ни странно, – простое объяснение. Не знаете, как объяснить необходимость чего-то? Придумайте ситуацию, в которой из-за несделанной работы сын или дочь лишаются желаемого. Исходите из того, что ваш ребенок любит, и из того, что он не хотел бы потерять.

Как объяснить ребенку, что кровать ежедневно должна быть заправленной?

Если более веских аргументов не найти, можно сказать, например, так: «Ты должен каждый день заправлять кровать, потому что к нам домой в любой момент может кто-нибудь прийти и принести тебе подарок. Гости посмотрят на твою незаправленную кровать и подумают, что ты неряха, а значит плохой мальчик. И больше не принесут тебе подарков».Прямая связь

Стоит так же учитывать, что ребенку, в любом случае, придется прилагать усилие, чтобы сделать желаемое вами. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши сын или дочь делали это и дальше, нам за эти усилия надо их обязательно поощрять.

– Дети совершенно нас не уважают и не считаются с нашим мнением. То, что всегда казалось мне важным и нужным, сейчас молодежью совершенно не ценится, слушать моих советов они не хотят.
Мария Ильинична, г. Астрахань

– Мы даже не можем себе вообразить, как много значит для ребенка видеть, что родители к нему относятся серьезно, почти как ко взрослому.

Если мы следуем рекомендациям своих детей, значит нам важно их мнение. Дети это рассматривают как доказательство того, что они нам важны.

Ребенок начинает верить в себя, а так же и в вас. Он больше доверяет вам, потому что вы доверяете ему. Вы себе не представляете, как это просто работает.

Не надо спрашивать детей что-то сложное, например: что они думают по поводу вашей работы или о том, какую квартиру выбрать. Вы ведь все равно не последуете их совету, если он не совпадет с вашей точкой зрения? Так и не спрашивайте. Спрашивайте только то, в чем уверены: как бы ваши сын или дочь не ответили, вы последуете их рекомендациям.

Вы хотите заинтересовать сына ремонтом? Узнайте, какие обои из тех, что нравятся вам, выбрал бы ваш ребенок. И купите именно эти.

Скорее всего, если сын почувствует, что вы были искренни в своем интересе к его точке зрения, для него эти обои станут знаком доверия, которое к нему было проявлено. И очень может быть, он с удовольствием поможет вам их поклеить.

– Сын совершенно не хочет учиться, и все мои объяснения, что нужно получить хорошую специальность, чтобы работать и потом устроить свою жизнь, на него не действуют. На уме только развлечения.
Л.Терентьев, г. Адлер

– Дети любят или не любят учить тот или иной предмет в зависимости от того, насколько осознают, что он связан с их жизнью. Математика, физика, химия, литература нужны им, но не в той степени, в какой от них требуют. Ведь их заставляют изучать эти предметы на будущее, а они не хотят их учить, так как в данный момент не видят в них никакой необходимости.

Если дать им воспитание, отвечающее их нынешним интересам, запросам, их состояниям, возможностям и желаниям, – они этого сами захотят. Скажите сыну: «Я объясню тебе, как работает автомобиль, из чего состоит велосипед…» – он будет рад. Ведь это его жизнь! На уровне и в рамках его восприимчивости, способности к этому, он с удовольствием будет учиться. Возможно, те вещи, которые кажутся вам развлечением – компьютерные игры, чтение, телевизор, футбол – для ребенка являются очень действенными способами познания жизни на его уровне развития. Ведь некоторые вопросы он не может вам задать.

И есть один вопрос, который волнует всех детей даже больше, чем физика и математика, компьютер и телепередачи. Вспомните, возможно, он спрашивал вас об этом и вы отмахнулись. На вопрос «в чем смысл жизни человека?» он будет рад услышать ответ, разумеется, на том уровне, на котором пробуждается вопрос. В ответе на этот вопрос кроется свобода воли человека, иной уровень жизни и восприятия.

– Когда смотришь на поведение учеников в школе. Кажется, что система образования потерпела полное фиаско: ученики могут поднять руку на учителя, испортить школьное имущество, бросают камни, пакеты с водой из окон школы… Можно ли это исправить? И не поздно ли уже что-то делать?
Алла, г. Санкт-Петербург

– Прежде всего, поговорим об образовании. Оно является одной из самых важных вещей в мире, потому что если нам удастся правильно воспитать поколение, то мы можем быть уверены, что следующее поколение не повторит старых ошибок. Если мы сумеем передать следующему поколению все наши достижения, весь опыт, то мы обеспечим им достойную жизнь.

Это возможно, если мы сами понимаем, каким образом все происходит в этом мире, как я вызываю ту или иную реакцию окружающей среды, государства, мироздания, вселенной, экологии, природы своими мыслями, желаниями и поступками.

Прежде всего, необходимо, чтобы учителя были духовными наставниками, ведь то, чему они обучают своих учеников, сегодня возвращается и к ним самим. Даже в системе религиозного образования, такой несовершенной и ошибочной, хотя и не учат детей духовному, но все же прививают правильное отношение к ближнему, учат скромности. И мы видим, что там существуют гораздо более уважительное отношение к учителю, и не происходит того, что мы наблюдаем в «светских» школах.

В самой атмосфере школы прослеживается тенденция предоставить человеку свободно спуститься на уровень животного. Поэтому мы и пришли к такому результату. Нечего тут сказать.

Мы не можем обвинять в этом учеников: они несчастные! Они находятся под влиянием взрослых, и все их непонимание – плоды нашего воспитания, примера, который мы им подаем. Здесь же надо учитывать влияние улицы, окружающей среды. Это более сложный случай, возможно, есть тут некое оправдание учителю, поскольку он не находится все время с учеником, а преподает ему какой-то предмет и уходит. Но все же дети здесь не причем, а виновата сама система.

Проблема заключается в том, что теперь мы только начинаем немного приоткрывать для себя изъян в системе нашего образования. А что еще откроется нам через 30-40 лет, когда наши дети станут взрослыми, и проявятся в них все те отвратительные качества, которые они приобрели, будучи подростками?! И как же они тогда будут воспитывать новое поколение?

Поэтому и выходит, что каждое следующее поколение намного хуже предыдущего.

Проблема в том, что, прежде всего, надо воспитывать самих воспитателей, а также все окружение, в котором находится ребенок. Я снова возвращаюсь к тому, что здесь существует множество проблем: наркотики, проституция, телевидение, пабы, т.е. все то, что воздействует на детей с довольно раннего возраста, и потом они уже не могут освободиться от этого.

Но не получится решить все эти проблемы по отдельности. Нужно приподнять человека над ними так, чтобы они остались «внизу». Невозможно уничтожить наркотики, проституцию и т.д. Они всегда существовали и будут существовать. Если человек не поднимется над этим, то здесь и останется.

Образование должно основываться только на духовном возвышении человека, чтобы он наслаждался ощущением вечности и совершенства. И тогда ему не понадобятся наркотики. Когда человек немного приподнимется, он почувствует, что освобождается от проблем этого мира и уже не нуждается во всех эти ужасных наполнениях. Но для этого требуются настоящие воспитатели. А значит, мы должны изменить всю программу обучения самих воспитателей.

Решение этой проблемы одинаково и для общества, и для преподавателей, и для учеников. Само по себе ничего не изменится.

Успех на клеточном уровне. Рубрика: Кстати

Мы предлагаем вам продолжение интервью с профессором Гюнтером Блобелем, лауреатом Нобелевской премии за работы по изучению поведения и взаимодействия клеток (Рокфеллеровский Университет, США). Начало – в № 5 «НЧ».Успех на клеточном уровне

– Газета, которую я представляю, называется «Новое Человечество». Вы – известный ученый, работающий на отдачу обществу. Каким Вы себе представляете новое человечество?

– Представители нового человечества будут жить в отдаче друг другу, заботиться друг о друге. На мой взгляд, это два наиболее важных аспекта, поэтому человечество должно ими руководствоваться. Это подобно клеткам в организме. Они сорганизуются для того, чтобы разделить между собой работу и ее результаты. В человеческом организме клеток на порядок больше, чем людей на земном шаре. Они должны взаимодействовать между собой, отдавать друг другу. Если клетки не подчиняются «правилам поведения», то это порождает рак, повышенную клеточную смертность и другие заболевания. Это касается не только нашей страны, но и, к примеру, Африки, где дети умирают от голода, геноцида…

Все эти вещи по-прежнему присутствуют в нашем мире, и я надеюсь, что новое поколение сможет с ними покончить. Хотя, наверное, я слишком большой оптимист.

– Как надо строить новое общество? Каковы Ваши рекомендации?

– Я думаю, что так же, как части биологического организма, мы должны обмениваться мнениями и совместно решать, что делать. Это именно то, для чего предназначена демократия. При демократическом режиме лидеры избираются. Этим людям доверяют, и подразумевается, что они достаточно умны и способны принимать хорошие, правильные решения. Безусловно, это не всегда работает, и тогда случаются катастрофы. Тем не менее, демократическая система работает вполне хорошо, ничто никогда не будет совершенным.

– Еще один интересный вопрос… Мы всегда говорим, что любим друг друга. Все религии говорят нам: «Возлюби ближнего своего». Человек всегда стремится к этому чувству. Есть ли аналог такого поведения на клеточном уровне?

– Я бы не назвал это любовью, больше подходит понятие «уважение». Любовь – это что-то другое. Можно говорить о любви между мужем и женой, матерью и детьми, между друзьями… Если строить аналогию с людьми, то я бы назвал это уважением ко мнению другого человека. И если оно деструктивно или его считают деструктивным, то с этим мнением не должны считаться, его следует исправить. А это можно сделать только через образование. Для меня образование – абсолютный приоритет в развитии человеческого общества.

– Если бы вы давали совет своему лучшему другу или сыну, что бы Вы порекомендовали ему изучать для наиболее эффективного развития?

– Человек должен знать научные законы, законы эволюции, понимать, как организована жизнь на Земле. Нам следует изучать историю, и, я думаю, очень полезно заниматься искусствами. Наши глаза должны уметь видеть прекрасное, развивать зрительную и слуховую чувствительность для правильного восприятия окружающего мира. Зачастую этого можно достигнуть через искусство. Поэтому, на мой взгляд, оно чрезвычайно важно в образовании.

– Возможно ли вернуть людям осознание того, что человечество – одна большая семья?

– В человеческой психике присутствует ряд опасных аспектов. С помощью образования можно ликвидировать многие предрассудки, но нельзя изменить генетическую программу. Я уверен, что если бы мы проанализировали ДНК Гитлера, Сталина или Чингисхана, мы бы обнаружили мутации, дававшие им преимущества. Однако времена меняются, и я надеюсь, что подобные мутации в современном человечестве уже не будут иметь успеха.

– Может быть, имеет смысл создать энциклопедию успеха, описывающую примеры успешного и плодотворного сосуществования людей?

– Продолжительность жизни человека – 70 лет, и если тебе нужно многое изучить, то у тебя на это не так много времени. Стоит задуматься о новых методах обучения. Сейчас существует огромный интерес к визуальному обучению. Я использую в своих лекциях анимационные фильмы о жизни клеток, движении белков и т.д. Если вы видели эти фильмы, вы не забудете их никогда…

Если показать ребенку как электроны двигаются и высвобождают энергию, это сделает его любознательным и повысит уровень его пытливости. Следующее поколение будет знать гораздо больше. Если эти знания будут доступны для широких слоев, религия будет ими замещаться. Люди будут думать о смысле жизни и причинах смерти, узнают, почему они умирают, в чем необходимость смерти, и что она выполняет позитивную функцию. Мозг человека функционирует таким образом, что при наступлении определенного возраста уровень наслаждения начинает падать. Одни и те же вещи уже не приносят человеку столько же наслаждения, как раньше, – это естественный процесс развития, рост эгоизма. И тогда пожилые люди говорят: «С меня хватит, я видел все, я сделал все, теперь я хочу слиться с космосом, или, как его там называют»… Кругооборот атомов…

– Если бы Вы стояли на трибуне перед студентами, учеными, самыми прогрессивными людьми нашего поколения, что бы Вы им посоветовали?

– Познавайте как можно больше!

Беседовал И. Славин

Секрет волшебства. Рубрика: Развитие человека

Они возникли из тьмы. Некоторые были в черных капюшонах, другие – в заостренных шапках и с жезлами в руках. Влажная ночь спустилась на Новый Арбат, и тьма сгустилась настолько, что, казалось, ее можно было разрезать ножом. Ровно в 2:01 ночи настало долгожданное мгновение, и тишину прорезал мощный рев.

Нет, это не тайное сборище уличных банд и не собрание экстремистского подполья. Речь идет о людях серьезных, культурных, образованных и начитанных. Да-да, все они любители Гарри Поттера. Той ночью увидела свет седьмая книга о нем.

Справка для гостей из иных миров

Поттериана – явление беспрецедентное. Книги расходятся сотнями миллионов, они переведены на 65 языков, включая такие экзотические, как зулу и латынь. На момент написания этой статьи в США продается по 5000 экземпляров ежечасно! Для сравнения: в Канаде книга считается бестселлером, если ее покупают 5000 раз в неделю.

Чем же нас гипнотизируют эти истории?

Глубоко внутри нас таится желание увидеть совершенный мир. Подсознательно мы тянемся к более глубокому пласту реальности и хотим понять силы, действующие за видимой глазу картиной.

В некоторой степени жанр фэнтези удовлетворяет эти запросы. Дети всех возрастов выходят с сеансов завороженными, но будни отвоевывают сданные позиции, быстро рассеивая очарование. Выражаясь современным языком, мы живем в мире маглов (что поделаешь, слово «muggle» уже добавлено в Оксфордский словарь). Не успевает человек подрасти или просто доехать из кино домой, как вопросы о смысле происходящего затухают в нем под лавиной нескончаемых проблем.Секрет волшебства

Вот и кидает нас из крайности в крайность. Нелегкая проза современности сама толкает людей к поэзии заветной мечты.

Сквозь стену иллюзий

На лондонском вокзале Гарри спешит к платформе «9 3/4». Оттуда он отправится в волшебный мир – нужно лишь пройти сквозь барьер, разделяющий девятую и десятую платформы.

Проход в новый мир, где люди живут без бед, тоже скрыт от глаз барьерами назойливой повседневности. Чтобы решить сегодняшние проблемы, нужно отвлечься от них хотя бы на секунду и взглянуть на то, что готовит нам день грядущий. А он готовит качественный скачок к единству всех людей.

В каждом из нас есть «портал» – точка, через которую он сможет соединиться со всеми, поднявшись над самим собой, над своим эгоизмом. Тогда невозможное станет возможным, и любовь к ближнему перестанет казаться абстрактной формулой, лишенной практической ценности. Нет, это истина, дошедшая до нас из глубины веков, не заклинание, а сама сила, которая исполняет наши желания, если только они устремлены к совершенству.

Поколение RESET, или Почему страдают наши дети? Рубрика: Психология человека

У наших детей достаточно еды, питья и одежды. Они окружены нашей заботой, теплом и любовью. Каждое утро мы провожаем их в школу или институт, каждый вечер встречаем горячим ужином. Но почему-то их глаза все равно полны необъяснимой тоски…

Поколение RESET (Reset generation) – так окрестил это явление журнал «Esquire». Это одно из самых распространенных явлений на сегодня: молодые люди, попав в затруднительное положение, предпочитают не искать решения, а, как в компьютерной игре, нажать кнопку Reset («сброс») и начать все сначала в новой жизни, после перерождения.Поколение RESET

По данным Государственного комитета статистики, число суицидов среди детей и подростков в России составляет от 2800 до 3000 в год. За последние пять лет 14.157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством. Эти цифры не учитывают попыток к самоубийству.

Как было?

Во все времена существовало убеждение, что суицид – явный признак психического заболевания. То есть каждый, кто пытался «нажать на кнопку», посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра, со всеми вытекающими последствиями.

Как есть?

Вопреки устоявшемуся мнению, размышления о самоубийстве – чаще признак не отсутствия, а, скорее, избытка ума. Это и есть то самое «горе от ума», о котором уже приходилось говорить множество раз.

Два вида суицида – истинный и ложный

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным – хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествует угнетенное настроение, депрессия или просто мысли об уходе из жизни. Нередко даже самые близкие люди не замечают такого состояния человека из-за невнимательности, а порой – из-за откровенной черствости. Своеобразным толчком на готовность к истинному суициду является размышления человека о смысле жизни. Молодые люди, не найдя ответа на этот вопрос, в силу юношеского максимализма просто не способны вынести зияющую пустоту внутри себя.

Самоубийства «из-за любви», по сути, не просто буйство гормонов. Это отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то ему или ей. И если подросток не добивается взаимности, то нередко приходит ощущение, что во всем мире нет никого, кому он нужен. А значит, нет и смысла.

Ложный суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не могут. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а, так называемое, суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта, опасным бизнесом, добровольные поездки в горячие точки, алкогольная и наркотическая зависимость…

Дети, катающиеся на крыше лифта, могут делать это по той же причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это крайне опасно для жизни, но, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

Что не так?

Внешне причина потери смысла жизни у каждого своя, ведь каждый понимает под смыслом жизни что-то свое. Поэтому и причин, толчков, мотивов к суициду существует великое множество. Но, в сущности, если попытаться их обобщить, то получается очень интересная картина: у каждого, кто решился «нажать на кнопку», так или иначе отсутствовал «общий знаменатель», эталон, на который стоит равняться, пример, которому стоит следовать. Тут очень важна роль воспитания – ведь родительский совет, поддержку, не заменят ни няня, ни телевизор, ни школа. Только взрослый, опытный, умудренный жизнью человек может ненавязчиво, без насилия, помочь подростку найти смысл существования, указать цель, достойную борьбы с эгоизмом.

Почему так происходит?

Так уж получилось, что большинству молодых людей приходится пройти и ощущение безысходности, бессмысленности жизни. Однако в контексте эволюции человечества даже у этих горьких состояний есть свое назначение. Современная кибернетика, наука об управлении живыми системами, утверждает, что существует некий закон развития, который толкает человека из одного состояния в другое, из одной жизненной ситуации в другую, с одной единственной целью, чтобы в конце своего развития человек постиг, что этот закон добр и творит добро.

Трансперсональная психология, в свою очередь утверждает, что подсознание человека устроено таким образом, что он вынужден постоянно развиваться. И если человек не прислушивается к этим побуждаемым стимулам, может наступить самое сильное изменение в его жизни – смерть.

Получается, что каждый здравомыслящий должен научиться следовать зову своего подсознания и постараться увидеть в каждой жизненной ситуации возможность для дальнейшего развития. Ребенка же стоит с раннего детства приучать к тому, что жизнь обязательно рано или поздно поставит его перед вопросом, от которого не получится убежать. И самое главное – надо осознать, что ответ на этот вопрос есть. Желание научиться самим и научить наших детей видеть и понимать законы естественного развития, ставить целью своей жизни постижение этих законов на собственном опыте, сможет наполнить смыслом жизнь любого человека. Эта цель достижима для каждого.

Синдром Юнца

На страницах печатных СМИ он не упоминается иначе как писатель-буддист. И хотя среди его публикаций – эссе о Фрейде, Ницше, Кастанеде, а за плечами – путешествия в Китай, Японию, Индию и Непал, Феликс Шведовский продолжает задаваться вопросом о смысле жизни. Этим летом в московском Доме журналиста проходила презентация его последней книги «Синдром юнца». О загадочном синдроме поиска, преследующем современную молодежь, с писателем беседует наш специальный корреспондент К. Трубникова.Синдром Юнца

– Как родилось такое странное название – «Синдром юнца»?

– Многие, кто читал мои произведения, обвиняли меня в том, что мой герой получился каким-то незрелым юнцом, закомплексованным, бросающим вызов миру… Вот у меня и родилась мысль так назвать свою книгу.

– Юность – трудная пора. Большинство серьезных ошибок совершается именно в этот сложный период. Есть ли у Вас что-то, что бы Вы хотели передать следующему поколению, детям, чему-то их научить?

– Это сложный вопрос. Наверное, я посоветовал бы прежде всего задуматься о судьбе всего мира, не только о своих маленьких эгоистических интересах. Потому что мир находится на грани катастрофы.

– А каким образом можно выйти из этого состояния?

– Только если все начнут думать о том, не как спасти себя и свою семью, а как спасти все человечество. Эти мысли уже начинают спасать. Тут нет конкретного рецепта. Самое главное – не замыкаться в своей семье, в своей стране, в своей нации.

– Быть добрее? А детям, соответственно, быть примером, чтобы мы следующее поколение могли так воспитать?

– Каждый здесь пример для других. Не надо никого перевоспитывать. Нужно давать человеку свободу развивать то лучшее, что в нем есть, поливать его как растение. Поэтому относиться мы должны ко всем по-доброму, одинаково, какими бы они вообще ни были, независимо от того, какими они воспитались. То есть злодей он или добродетель, нужно все равно всех любить одинаково. Это то, чему учат все религии.

– Как Вы воспитывали своего ребенка?

– Я считаю, воспитывать нужно не взрослых и не детей, воспитывать нужно себя. Мы должны расти вместе со своими детьми. Это лучшее воспитание.

Равнодушие губит людей… Рубрика: Культура, искусство, кино

Вы не поверите, в Москве на Кутузовском проспекте открыт пункт приема в детскую армию! Эти бойцы – особенные. И битва их, пожалуй, самая тяжелая из всех возможных – в ней не бывает учебной тревоги, и военные действия не прекращаются ни на миг. От врага не спрячешься, не сбежишь, ведь он находится внутри…

– У каждого человека что-то сидит рядом с сердечком и говорит: «Возьми чужое», – объясняет ребятам Юрий Куклачев, клоун, Народный артист РФ. – И он может взять. А может обидеться на своего лучшего друга и позавидовать ему. Но бойцы нашей Армии добра и милосердия под руководством кота Бориски дают священное слово бороться со своим эгоизмом и никогда не нарушают своей клятвы.

Уже 15 лет Театр Кошек Ю.Д. Куклачева не только развлекает детей, но и воспитывает их, пробуждает в их сердцах любовь ко всему живому, честность, доброту, чувство справедливости. Выбрать свое направление в жизни ребятам помогает целая серия книг под названием «школа доброты». Совсем недавно эта серия была одобрена Министерством образования Российской Федерации как книга для чтения в начальной школе. Кстати, первыми находку Юрия Дмитриевича по достоинству оценило Министерство образования Франции, когда во время гастролей в Париже, выступая по телевидению, Юрий Куклачев сказал журналистам, что мечтает провести «Урок доброты». Из Министерства тут же позвонили и спросили: «А что это такое? Давайте проведем!».Юрий Куклачев: «Равнодушие губит людей...»

– В нашей жизни много тяжелых моментов, трудностей: жестокость, невежество, лень, жадность, равнодушие друг к другу – кажется, что вот-вот зло победит добро. Взрослых, кажется, уже не изменить…

– В одном из рассказов кот Бориска заглянул в окно и ужаснулся, какие хмурые и злые стали лица у людей. Люди перестали улыбаться, и кот понял, что надо немедленно спасать людей даже от самих себя, от собственной лени, но это не так просто. Легче стоять и наблюдать со стороны… А ведь равнодушие губит людей. Бориска решил организовать армию добра и милосердия для детей и взрослых. Взрослым очень трудно переломить себя, поступится взглядами и стереотипами. Поэтому главная наша надежда на детей.

Самая главная задача в жизни воспитать здоровое молодое поколение. Ведь дети – наше будущее, и от того, какими мы их воспитаем, зависит благополучие нашей страны.

– С какого возраста можно и нужно воспитывать ребенка? И что такое воспитание?

– Воспитание ребенка начинается с самого первого момента его жизни. Нет, даже раньше – еще до зачатия: оно уже есть в том, какой посыл дает женщине мужчина. Он должен возбудить себя до такого состояния, чтобы энергия была мощная. И тогда это соединяется с женской природной мудростью, все передается ей, она в себя вбирает этот посыл.

И с первой же секунды уже пошло воспитание. А что это такое? Общение. Ребенку самое главное – общение. Он там толкается в животике, дергается – это он со своей мамой уже разговаривает, общается. И мать должна отвечать ему с самых первых дней.

Не должно быть холодности, агрессии. Это начинается с семьи, с маленького возраста, уже с годика, когда родители постоянно окрикивают ребенка: «Это нельзя! В угол!».

Все! Дело сделано: ребенок замыкается в себе и начинает пристраиваться. И получается, что он проносит это через себя, накапливает, а потом выливает все наружу.

Наша основная родительская задача не в насилии. Ведь пришел в этот мир новый человек, главный элемент духовного мира, и если мы его не любим, не оберегаем, не растим в гармонии, значит, он не будет отвечать естественным запросам вселенной, понимаете? И это потом никакой моралью не прикроешь. Я был свидетелем, как люди сидят в церкви, молятся, потом выходят – начинают ругаться…

– Как же нам научиться слушать своих детей?

– Очень просто. Надо себя сдерживать от своей суеты. Мы все в заботах, в делах по уши. Остановись, ведь это ангел к тебе обратился. Дети – это ангелы! Что бы ребенок ни сделал – пописал, накакал, что-то разбил – все хорошо! Все, что он делает – это есть истина и правда, потому что он – сама чистота, понимаете? Они приходят из другого измерения, они приходят от Всевышнего, не от мамы и папы. То, что женщина вынашивает ребенка – это только физическое! Они приходят, не спрашивая нашего разрешения.

Хотим мы этого или нет, но свыше нам все равно посылают эту возможность. После родов, когда ребенок прильнет к груди, женщина ощущает такое блаженство, такую радость… Это высшее счастье.

– В России к беременности относятся как к болезни, а рождение ребенка, этот счастливый момент, называют изгнанием плода…

– Все перевернуто, поэтому у нас и страна в таком состоянии. Такое нарушение понимания с самого начала, поэтому и дальше все так плохо. Только в нашей стране с детьми общаются по принципу «я тебя породил, я тебя и убью». Ни в одной стране мира этого нет – везде, кроме России, детство находится под охраной. Ребенок может позвонить и пожаловаться, что его бьют. Даже соседи по площадке следят за тем, как обращаются с детьми… У нас же годами люди живут и не знают, что за шум доносится из-за соседской двери.Театр кошек Юрия Куклачева

А ведь дело в том, что дети нас копируют – наши интонации, нашу мимику, как мы общаемся между собой. Если мы обнимаем друг друга, ребенок всегда берет игрушку и обнимает ее. А если мы ругаемся, воюем, то и наш малыш, наблюдая за нами, тоже будет все бросать, ломать, драться с братьями, сестрами.

– То есть в воспитании должны участвовать все? Не только мама и бабушка, как обычно бывает, но и папа?

– Да. Я много ошибок в своей жизни делал и теперь я понимаю это. И сейчас я объясняю мужчинам, что они недопонимают до конца всю важность своего участия в воспитании, рождении… Как невозможно полноценное зачатие без мужчины, так невозможно и воспитание!

Мужик дурак, понимаешь? Весь в своих заботах. У меня внук, внучка есть, я уже понимаю, что это такое. Нужно всегда быть рядом, ощущать каждое движение детской души, учиться у них… Это работа. Человек должен быть внимательным, уметь прислушиваться к голосу природы, ее законам. Дело в том, что жизнь постоянно тебя ведет, подталкивает вперед – к развитию – шишками, ударами. И тут надо быть чутким, улавливать ее уроки, менять себя. Ярче всего это видно на взаимоотношениях родителей с детьми. Ребенок, как сила природы, как ангел, нежданно-негаданно приходит в семью, чтобы сделать двух любящих людей родителями, отдающими, подобными какой-то высшей природе. Надо уметь принять этот дар достойно.

Беседовала В. Важенина

Однокашники. Рубрика: Литературная страничка

Сегодня в России, как пишет «Российская Газета», в официальных бизнесменах числятся уже 703 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Из них четверть справили пятнадцатилетие, а троим только-только исполнилось 14 лет.

Вчера в офис моей компании компьютерных игр пришел старый школьный товарищ Сашка. С первого класса мы сидели с ним за одной партой. Сегодня он хозяин казино и серебристого «Порше».Однокашники

– Ты знаешь, – сказал Сашка, – что эгоизм с каждым днем растет?

– Какой еще эгоизм? С чего ты взял? – спросил я.

– Вчера прочитал на сайте, что в человеке постоянно растут желания или, другими словами, эгоизм. Поэтому человек и развивается в течение жизни, в отличие от животных. Но самое интересное, что в каждом последующем поколении происходит резкий скачок эгоизма, поэтому оно болеетребовательное и нетерпеливое. Вчера мне прислалиданные по конкурентам – их стало больше, а, кроме того, один моложе другого!

– Ну и что? Всем известно, что новое поколение всегда умнее старого.

– Да, а почему? Почему малыш, который еще не вылез из памперсов, уже умеет пользоваться мобильником и компьютером? В то же время, его папаша еле-еле этому научился? А в мире? Только слепой не видит, что происходит. Всех разрывают желания, а что делать с ними, никто не знает. Отсталые страны делают атомные бомбы, а в развитых странах растет наркомания, разводы и суициды. Человек уже не выносит сам себя.

– Ну, не все так плохо. Мы-то с тобой знаем, что делать с нашим эгоизмом. И потом посмотри, как растет благосостояние народа. Наши ракеты самые крылатые, а бомбы самые водородные.

– Вот именно это и есть рост эгоизма.

– Ладно, перестань. Давай лучше о хорошем. Ты помнишь, что в воскресенье ты приглашен ко мне на день рождения? – напомнил я Сашке.

– Конечно, помню. Буду обязательно. Не каждый день человеку исполняется пятнадцать лет…

«НЧ»

Вспышка в сердце или возвращение Маугли. Рубрика: Литературная страничка

Ночь опустилась над джунглями. Свет луны, взошедшей над горами, отчетливо вычерчивал фигуру человека, сидящего у входа в покинутую волчью пещеру.

Низенькая тень прокралась к краю поляны.

– Подойди, Табаки, – тихо сказал человек. – Я принес еду. Ты знаешь, что тебе нечего бояться.

Не тратя времени на разговоры, старый шакал стал вгрызаться в мозговую кость, пофыркивая от удовольствия. Человек молча дождался, пока маленькая тварь насытится, и потом спросил:Возвращение Маугли

– Какие новости ты принес мне, Табаки? О чем говорят Джунгли? Где сейчас Вольный Народ?

– Все звери ушли на горные пастбища, подальше от людей. Даже старый Хатхи больше не точит бивни у большой запруды. Он ушел за Западные горы, туда, где еще не рыщут жадные собиратели слоновой кости. Вы, люди, совсем потеряли разум от запаха крови! А ты? Почему ты все время ищешь Вольный Народ? Зачем возвращаешься к пещере, где тебя вырастил Отец Волк?

Человек глубоко вздохнул:

– Красный цветок вспыхнул в моем сердце, и его жар заставил меня покинуть джунгли. Я человек и должен жить среди людей. Но мне тяжело с ними: шерханы и такие, как ты, Табаки, – вот предводители их племени. Хитрость, лесть, власть подмяли благородство, честь и мудрость.

– Так может быть, ты вовсе и не человек, о, Лягушонок? Или просто не знаешь, что значит быть им?

– Ты прав, Табаки. Это не дает мне покоя, и поэтому я снова и снова возвращаюсь сюда. Здесь мир был таким простым, и на мои вопросы не мог не найтись ответ.

На поляну грациозной поступью вышла пантера. В лунном свете казалось, что черный призрак неслышно плывет над высокой травой.Возвращение Маугли

– Я отвечу тебе на твой вопрос, о, маленький Лягушонок.

– Багира!

– Да. Я чувствую за собой вину, потому что, когда ты шел на битву с Шерханом, я не все рассказала тебе о Красном Цветке. Теперь я вижу, что время настало.

– Я слушаю тебя, черная охотница.

– Ты ведь помнишь, это я сказала, что ты должен вернуться к своим братьям, так же, как я вернулась в джунгли из плена в царском зверинце Удайпура.

– Да, но я не нашел их.

– Ты не там искал. И не так.

– Поведай мне, о мудрая Багира, как же мне найти братьев своих.

– Я поведаю тебе о Красном Цветке, сын человека. Ты узнаешь, откуда это пламя в твоем сердце. Старый факир при дворцовом зверинце в Удайпуре пел мне одну песню на очень старом, полузабытом языке. Но я слушала его сердце, поняла и спрятала эту тайну. Я не делилась ею ни с кем до сего дня. А ты слушай! Слушай, как я учила тебя слушать джунгли во время охоты. Слушай не ушами, а всем существом!

– Я слушаю тебя, о Багира.

– Давным-давно люди и звери жили как один народ. Затем родился человек, в сердце которого впервые вспыхнул Красный Цветок. Он не знал покоя, пока не раскрыл тайну этого внутреннего пламени. Он понял и постиг великий поток природы, законы, управляющие всем вокруг нас. Мне, старой пантере, не понять всего величия его прозрения, но сердце старого факира говорило мне – стоит сотню раз дать себя растерзать диким пчелам, чтобы почувствовать каплю того совершенства, что он постиг.

– И что же случилось потом?

– Он не смог совладать с тем всепожирающим огнем, что бушевал в его сердце, с этой тяжкой ношей всезнания и всемогущества. И однажды в одной ослепительной вспышке пламя вырвалось за отведенные ему границы. Взрыв разметал его на сотни тысяч маленьких искр.

Эти искры, пролетев через черную бездну, попали в мир людей и затаились в их сердцах. Но иногда они вспыхивают в человеке, лишая его покоя и заставляя искать своих братьев.

Факир научил меня, как можно узнать такого человека. Я узнала его в тебе. И вот я говорю: у тебя нет выбора – только искать и находить таких же, как ты, и учиться сливаться сердцами.

– Что же значит – сливаться сердцами?

– В этом я тебе помочь не могу, о, Лягушонок. Этому ты должен научиться сам. Или найти себе учителя. Одно ты должен знать: вам нужно стать как один человек. Только соединившись вместе, вы сможете обуздать жар этого ослепительного пламени.Возвращение Маугли

Багира неслышно ушла, растворилась в джунглях.

Перед Маугли стеной стояла тропическая ночь. Он оглянулся кругом. Ни намека на тропинку.

– Ты не сказала мне Заветное Слово, как мне узнать их при встрече!

– Загляни в свое сердце, – пропели джунгли.

А. Коэн

Международная академия каббалы Psychologies.Ru Блог газеты «Новое человечество» Университет Российской академии образования Международная академия наук высшей школы «Мудрый рок-н-ролл» в «контакте»