SpyLOG
Сегодня: 20 Сентябрь 2017, Срд
Карта сайта
«Человек – мир маленький, мир – человек большой»

Армен Григорян, «Крематорий»: «Я получил заряд добра и надежды»

«Есть вещи, которые стоят над религиями, странами и нашими представлениями об этом мире. И то, что было сегодня – стоит над этим миром, двигает сознание человека», - так прокомментировал Армен Григорян, лидер группы «Крематорий», свое участие в проекте «Мудрый рок-н-ролл».

Новое человечество. Номер 5, 2007

Новое человечество, номер 5 (2007)

Скачать в формате PDF (1471 Кб)

Андрей Бильжо: «Дух – это то, что отличает человека от животных». Живые вопросы

Почему врачи так часто становятся философами, стараются поглубже залезть в причины всего происходящего? Потому, что постоянно имеют дело с людскими страстями? Или напротив – идут в медицину, чтобы, избавив людей от болезней, что-то изменить в размеренном течении жизни?

Так или иначе, Андрей Бильжо – яркий пример врача-философа: он психиатр, и каждый день имеет дело с самыми тонкими струнами человеческой психики. Ведь не зря же заболевания такого рода называют «душевными». И он же художник, создатель знаменитого образа Петровича, сопровождавшего Россию после перестройки. Петрович жил на страницах газет «Коммерсантъ», «Известия», разгуливал на экране телевизора. Теперь он живет и в книге «Анамнез. Правда о Петровиче».

– На презентации своей книги вы сказали, что в человеческой жизни нет ничего кроме еды, секса и духа…

– Да. Только каждый выбирает сам, что для него важнее. И в соответствии со своими приоритетами расставляет эти слова в нужном порядке.

– Неужели это все? Может быть, в будущем появится какой-то новый компонент?

– Ну, скажите, что может быть еще? Ничего нет другого! Это базовые потребности. Возможны только некоторые вариации: к примеру, кто-то съедает один грецкий орех в день, а кто-то – восемь килограммов колбасы. Но все равно каждому нужна еда. Человеку необходимо есть, чтобы не умереть от голода. Секс же необходим, чтобы человеческий род не умер. А дух – это то, что отличает человека от представителей животного мира, потому что на их уровне тоже есть потребность в еде, стремление к размножению. Само понятие «дух» входит в определение Homo Sapiens.

– А что вы поставили для себя на первое место: еду, секс или духовную составляющую?

– Каждый период жизни был особенным. Все меняется. Я ставил разное на разные места.

– В чем же смысл нашей жизни? Как ни верти эту комбинацию из трех составляющих, этот вопрос-то остается…

– Мой – в том, что я что-то делаю, суечусь…

Иногда мне кажется, что все это – бессмыслица, иногда – что во всем этом есть смысл. В общем-то, понять это для себя очень сложно, потому что если ты в какой-то момент понимаешь, в чем смысл, то тогда тебе уже ничего не остается. Поиск и развитие прекращаются. Дальше – пустота. Смысл жизни для меня как раз – в поиске этого смысла.

– Многие психотерапевты на практике сталкиваются с ситуациями, когда человек настолько тяжело найти хоть крупицу смысла, что ему уже не могут помочь ни врачи, ни лекарства. Как в таких случаях действовали вы? Как поддерживали, обнадеживали пациентов?

Лечение – это целый комплекс мер: и слово, и лекарство, и обеспечение социальной помощи. Одно без другого просто невозможно, все должно быть в совокупности.

Ведь что такое болезнь, откуда она берется? Ее усугубляют, вытаскивают наружу какие-то проблемы общества. Здесь присутствует четкая взаимосвязь, ведь общество – это биологическая структура. Знаем мы это или не знаем, можем нащупать или нет, но кризис общества влияет на человека.

Cовременное общество тоже должно измениться. У нас общество недоброе, завистливое, оно отторгает и душевнобольных, и здоровых. Это при том, что мы везде кричим: «Россия – добрая душа». Вовсе не добрая. Здесь проблема в каждом, кто ходит по улице. У нас еще существуют предубеждения, мы одной ногой еще находимся в средневековье…

– Неужели ничего не изменится к лучшему?

– А что значит хорошо? И что значит лучшее? Для меня, к примеру, одно хорошо, для общества, может быть, – другое… Откуда мы можем знать, не видя полной картины? Может быть, то, что сейчас происходит, это как раз и есть самое лучшее. Мы не можем предугадать, как говорится, дальше своего носа.

– А каким вы видите Новое Человечество?

– Я могу судить только по тому, как оно развивается сейчас. Я вижу его бегущим, спешащим, рациональным, циничным, много считающим в голове и компьютере, суховатым, неэмоциональным…

Беседовала Зоя Познякова

«Люди-окна» и «люди-зеркала». Восприятие реальности

Как можно описать жизнь среднестатистического человека? Скажем, по знаковым событиям: родился – женился – родил – умер. Или, допустим, по достижениям: ходил в детский сад – закончил школу – начал курить – вылетел из института – начал бизнес – заработал – погорел – сел – вышел – начал все сначала – не получилось. Или, может быть, по географическим местам: город N-ской губернии – Москва – Сочи – Париж – Каир – Сингапур – Москва – кладбище города N-ской губернии.

Тысячи людей имеют схожие знаковые события, но почему же каждый человек уникален? Что, в конце концов, делает его индивидуумом, отличным от других людей? Возможно, это набор индивидуальных переживаний, уникальных реакций на пережитые состояния, которые сами по себе не уникальны, а присущи и пережиты многими.

Как говорят современные философы, психологи и физики, занимающиеся квантовой механикой, переживаемые человеком состояния, его взгляд на мир, – отражение его собственной природы, его «Я».

Не секрет, что реакция мозга человека на внешнее воздействие зависит:

  1. от качества и свойства рецепторов (уха, глаза, языка),
  2. от свойства системы обработки нервного сигнала, прошедшего от рецептора до мозга.

О том, что представляет собой само внешнее воздействие, каково оно на самом деле, человек не может сказать ничего. В нем просто не существует таких механизмов, органов, ощущающих мир извне.

Можно поспорить, что есть такое понятие как экстраполирующая функция мозга, аналитический разум и т.д. Но при ближайшем рассмотрении все это лишь продолжение работы нервной системы, которая для облегчения восприятия нового строит на основе старых реакций предположения. Если принять все вышесказанное во внимание, то становится понятным, почему люди склонны «кроить все под себя» и искать себя в другом человеке для того, чтобы сделать его приятелем, другом или любовником.

Средний человек, смотря на мир, смотрит как будто в зеркало: он замечает только свое отображение в нем. Поэтому и совершенно логичны различия мироощущения людей в зависимости от смены внутренних состояний: мне плохо – и весь мир катится в тартарары, мне хорошо – и все вокруг поет и танцует, даже если при этом ближнему видится все наоборот.

Ближнего здесь, грубо говоря, «вообще не стояло». «Ты кто такой?» – звучит в каждом из нас по отношению ко всем ближним и дальним вечный вопрос Паниковского. Действительно, кто такой этот другой человек, если он – не я, если он отличен от меня? Если я не нахожу в нем ничего общего с собой? Может, его проще убить, как большого паука, который не вызывает никаких ассоциаций с собой, а, соответственно, и привязанности? Но ведь так и убивали и убивают сейчас всех «иных», не своих, инакомыслящих, врагов и т.д. и т.п.

К чему об этом говорить, если механизм изначально заложен в человеке самой Природой? А к тому, что существует и альтернативное состояние – «человек-окно», состояние, в котором находились мудрые, развитые люди. Такие люди видели в других людях не свое отображение, а что-то новое, прекрасное и расширяющее внутренний мир. После себя они оставили человечеству надежду на то, что есть выход из «зеркального заточения». Они говорили о том, что если человек приложит определенные усилия, то поймет, что все в Природе действует согласно закону отдачи, закону Альтруизма. Природа по своей сути симбиотична и полностью построена на взаимозависимости. Осознав этот закон, человек становится «человеком-окном», сквозь которого в темный мир других входит свет, или просто – человеком.

«НЧ»

Зачем «паримся»?! От редакции

Черт побери, какая несправедливость! Нет, ну посудите сами: нормального человека берут и закидывают в жизнь, в этот кипящий котел, в котором бог весть что творится! И вроде есть глаза, чтоб разглядеть все это варево, и уши, чтобы услышать его бурление, руки, чтобы ощупать некоторые ингредиенты, язык, чтобы изредка даже попробовать, лизнуть. Но что толку?! Поваришься, в лучшем случае, лет семьдесят, и выкинут тебя так ничего не понявшего…

Зачем варили? Кого варили рядом со мной, для чего я был вместе с ними? И самое главное – кто нас сюда закинул, с какой целью? И не думайте что я пессимист – нет! Я просто хочу узнать рецепт этой жизни, и если можно, мою роль в ней! А иначе – зачем «паримся»?!

Ладно, будем рассуждать трезво. Допустим, он существует, этот самый шеф-повар, и, наверное, видит то, чего я из своей кастрюли не вижу. Он в точности знает каждый ингредиент, что именно добавлять, когда и в какой мере. Он продумывает роль каждого и намеренно смешивает нас друг с другом, чтобы в итоге чего-то достичь. Еще в начале, когда мы еще совсем сырые, он знает аромат и послевкусие каждого, видит как мы, взаимодействуя и пропитываясь друг другом, приводим всю эту смесь к одному единому и уж, наверное, какому-то ранее неиспытанному вкусу!

Звучит вкусно. А как мне тоже это все увидеть и попробовать?

Только… если… оказаться на его месте!

Стать таким как он. Ну хотя бы чуть-чуть. Так, чтоб приподняться над этой кастрюлей и увидеть весь этот процесс со стороны. С его стороны! И почувствовать, как он чувствует всех нас вместе и по отдельности. Оценить и полюбить каждого. Постараться гармонично всех соединить. И, наконец, познать и вкусить все наслаждения из получившегося варева!

Нет, я все-таки оптимист! И вам желаю того же! Как-никак в одной кастрюле варимся!

«НЧ»

Равновесие с природой. Тема номера

Она оказалась в джунглях по своей воле. Джейн Гудол (Jane Goodall) в течение 20 лет изучала поведение шимпанзе в условиях дикой природы. На последнем конгрессе Всемирного Совета Мудрецов, состоявшемся в Аросе, был представлен ее доклад, прояснивший ряд важных закономерностей. Джейн Гудолл удостоилась множества призов и международного признания.

Но, по ее словам, самым главным было то, что после долгих лет жизни в естественной среде она ощутила внутреннюю энергию, силу любви: «Спустя некоторое время я начала слышать природу. Я почувствовала любовь, поняла, что нет злых сил – один только Великий Замысел природы».

В наши дни, когда личность и общество сталкиваются с многочисленными трудностями, в мире ширится новое веяние, обретающее все больше последователей – возврат к природе. Некоторые видят в нем панацею от всех бед и надеются, что на этом пути их ждут перемены к лучшему.

Идея возврата к природе подразумевает более естественную жизнь, гармоничное включение в общий природный ход вещей, свойственный прошлым поколениям. Сторонники естественности пропагандируют переезд из города в сельскую местность, чтобы дышать только свежим воздухом и питаться органической сельскохозяйственной продукцией. По их мнению, близость человека к природе повышает его сбалансированность и улучшает самочувствие.

После длительного периода, проведенного в джунглях, и пристального изучения обезьян Гудолл начала понимать их, воспринимать их ощущения. Она обнаружила, до какой степени обезьяны чувствуют природу и живут любовью, которая в ней кроется. Так же и образ жизни оторванных от цивилизации племен подтверждает, что чем ближе человек к природе, к своим корням, тем легче ему ощущать природную силу любви. Легче жить в мире с самим собой.

Однако какими бы приятными и волнующими ни были бы эти впечатления, мы ведем речь не о таком равновесии. Наивысшее ощущение, которым способен наделить современного человека возврат к природе, ограничивается временным подъемом под действием силы природной любви – открывающейся особенности восприятия, доступного любому животному.

Однако не зря природа выгнала нас из пещер и джунглей, заставив создать человеческое общество со всеми необходимыми механизмами. Человеку определены значительно более высокие уровни развития. Именно в сердце общества, где царит разобщенность и нам иногда кажется, что мы неспособны выносить присутствие ближнего, нам нужно создать равновесие между собой и другими людьми, используя в качестве «рычага» эгоизм.

Сам по себе «возврат к природе» может стать интересным опытом, однако он не поможет нам решить проблемы современности коренным образом. Надо искать и устранять причину этих проблем на человеческом уровне развития.

Часто возврат к природе сопровождается элементами традиционных методик, таких как йога, тайцзы (тайчи), медитация… Обещая успокоение и совершенство, подобные методики подавляют и сокращают эгоизм. Они опускают человеческую личность на животную, растительную и даже неживую ступень – иными словами, вынуждают его совершать «откат» в своем развитии.

Природа не позволит нам умалить свой эгоизм. Подтверждением тому служит , например, китайская или индийская культуры, которым удавалось удерживать общественный эгоизм на низком уровне лишь до определенного этапа. Сегодня мы наблюдаем, как рушатся искусственные заслоны: в рекордные сроки прорвав брешь в традиционных устоях, люди присоединились к мировой гонке за богатством и властью.

Для того, чтобы на человеческом уровне прийти к равновесию с природой, нам следует изучить самих себя в рамках существующего общества, где каждый из нас помышляет лишь о собственном благополучии, и все наши взаимоотношения с ближними преследуют одну только личную выгоду. В желании хоть немного улучшить свою жизнь мы согласились бы на то, чтобы ненужные нам люди просто исчезли, растворились.

Ни одно создание природы не способно относиться к окружающим с намерением причинять им вред, грабить и использовать их. Только человек может удовлетворяться притеснением окружающих и наслаждаться их страданиями.

Известное изречение гласит, что пройти мимо сытого льва намного безопаснее, чем мимо сытого человека…

Такое эгоистичное отношение к ближнему вызывает дисбаланс, несоответствие между нами и общим законом природы, законом альтруизма. Эгоистическое стремление вознестись над окружающими, насладиться за их счет и отгородиться от них противоречит стремлению природы собрать все свои части воедино посредством альтруизма. В этом и кроется источник наших страданий.

Пусть мы незнакомы с теми или иными законами природы, однако от этого ничего не меняется: они по-прежнему воздействуют на нас, являясь абсолютными и незыблемыми. Если кто-то нарушил закон природы, уже само его нарушение становится фактором воздействия и обязывает человека вернуться к соблюдению «правил игры».

С помощью науки мы открыли огромное количество законов природы, действующих на неживом, растительном и животном уровне, включая наше тело. Однако мы ошибочно полагаем, что на человеческом уровне, в сфере взаимоотношений, абсолютных законов нет. Это заблуждение вызвано тем, что, находясь на определенной ступени развития, невозможно понять ее закономерность – для этого нужно взойти на более высокую ступень. Потому мы и не в силах провести четкие параллели между эгоистическим поведением по отношению к ближнему и отрицательными явлениями своей жизни.

Несоблюдение законов на физическом уровне вызывает явные отрицательные последствия, а вот на уровне взаимоотношений нам открывается совсем другая картина. Здесь человек не видит и не ощущает на себе вред от своего эгоистического отношения к другим людям.

Подводя итоги, следует сказать, что физическое возвращение к природе не имеет отношения к процессу уравновешивания с ней на социальном уровне. Такая «реверсия» может только временно отвлечь наше внимание от острой необходимости поиска баланса на уровне взаимоотношений.

«НЧ»

Свободная любовь. Развитие человека

«Вооруженные силы США разрабатывают проект гормональной бомбы, превращающей солдат вражеской армии в гомосексуалистов. Единственным эффектом этого оружия является охватывающее солдат огромное сексуальное возбуждение по отношению к себе подобному», – прочел я и подумал: «Ничего себе!». Значит можно просто так подсыпать человеку того-сего, и он уже не может собой управлять.

Я занялся веб-серфингом на заинтересовавшую меня тему и то, что я нашел, оказалось хуже моих предположений. Оказывается, у человека существуют «дофаминовые рецепторы», которые участвуют в эмоциональном контроле поведения. Небольшие изменения этих рецепторов вызывают любвеобильность.

Читаем дальше, – оказывается изменения в последовательности определенных генов сказываются на способности людей проявлять доброту к другим. Таковы результаты исследований в области генетики поведения. Ученые полагают, что альтруистические поступки вознаграждаются: в мозгу человека, проявляющего доброе отношение к ближним, синтезируется химическое вещество – дофамин, которое вызывает приятное ощущение. Получается, что если в человеке на физиологическом уровне произвести определенные изменения, то изменится все его поведение, и человек этого даже не осознает. Ему покажется, что он сам захотел вести себя так, а не иначе. Так неужели мы полные роботы? Ведь если кто-то изобретет средство, позволяющее влиять на физиологические процессы организма, то мы станем послушными исполнителями его воли.

В последнее время примерные утверждения можно услышать от ученых-генетиков. Они говорят, что все регулируется и управляется генами. По последним данным науки у человека существует около 30 тысяч генов. Нам же известно пока о функциональности не более, чем 5% из них. Если мы подробно разберем даже такое простое действие, как наш выбор между чаем и кофе, то увидим сложные химические процессы, за которыми стоит основной закон, определяющий наше поведение: максимум наслаждения при минимальных затратах энергии.

Даже по поводу выбора спутницы жизни у генетиков нет особых сомнений: все происходит по этой же формуле. А как бы хотелось быть свободным и поступать осознанно…

Сложная наука

После долгих исследований и пару сот часов прочитанной литературы, можно сделать вывод, что человек способен стать по-настоящему свободным в своих решениях и действиях, только если он выходит за рамки формулы, продиктованной здоровым эгоизмом. Этого достичь сложно: осознанной, неэгоистичной любви надо обучать.

Любовью мы называем свое отношение к любому объекту, который доставляет нам удовольствие. Я люблю кофе. Вот я и пью его. И ощущаю при этом наслаждение. Это значит, я его люблю? То есть я люблю наслаждение, которое заключено для меня в кофе. Но это же не та любовь, которая дарует мне свободу! В этой любви все заранее запрограммировано.

А что же значит: «я люблю женщину»? У меня есть какие-то потребности, какие-то желания, и она меня насыщает, наслаждает. Вот за это я ее люблю. Так я люблю ее? Или я люблю то наслаждение, которое от нее получаю? То есть, получается, я люблю ее использовать для себя. Значит, я люблю себя. Значит, никакой здесь любви нет, и тогда зачем называть это словом «любовь».

Ключи от свободы

Такая любовь является запрограммированной. В ней нет никакой свободы выбора, она зависит от количества дофаминовых рецепторов, а далее простой расчет – мне выгодно удовлетворить любимый мною объект, так как я от этого действия наслаждаюсь. В отдельных случаях мне даже выгодней пожертвовать собой, чем потом страдать всю жизнь без любимого мною объекта. Это сложнейшие расчеты нашей эгоистической природы, которые проходят на неосознанном уровне, поэтому не могут являться самостоятельными, свободными. Ну и что же дальше, мы такими созданы, что же в этом плохово.

Дело в том, что эгоистическое отношение к людям, приводит к утрате равновесия с окружающим миром. Наш эгоизм – единственная разрушающая сила, поэтому мир не сможет существовать, если человек в дальнейшем не изменит своего отношения к своей среде обитания и себе подобным. Одним из показателей совершенства любого природного объекта является гармоничность его взаимодействий с другими элементами в общей системе природы.

* * *

Человечество, так же как и весь наш мир – это единый организм, все элементы которого подчиняются общему закону Высшей природы. Я говорю Высшей природы, потому что этот закон любви или абсолютного альтруизма первичен относительно человека. Любовь – это закон стабильной жизнедеятельности любого живого организма. На неживом, растительном и животном уровнях природы, включая наше биологическое тело, этот закон неукоснительно работает по принципу: «один для всех», или «альтруизм». В процессе жизнедеятельности отдельным составляющим организма приходится «уступать», «помогать» друг другу, воздействовать друг на друга. Развитие, размножение и реализация внутренней программы живых клеток возможна только при условии интеграции ее в единое тело, каждый элемент которого знает о потребностях другого и путем уступок способствует их удовлетворению. Только лишь на уровне «человек», то есть на уровне наших мыслей, желаний, намерений мы, люди не соответствуем этому закону абсолютной любви.

Как бы нам ни претили красивые, но избитые лозунги о правильном отношении к ближнему, факт остается фактом: человечеству, в конце концов, придется понять, что исправление собственной природы является для него насущной необходимостью. Человек всегда отталкивал от себя эту идею, отказываясь понимать, что именно в любви к ближнему заключается цель его существования в этом мире, и только альтруистическое отношение к обществу приводит в согласие с единым законом природы. Программа творения состоит в том, что каждый из нас, рано или поздно, но по своей воле, по собственному желанию достигнет цели своего существования: а именно – человек, а с ним и более низкие уровни природы, придут к состоянию вечности и совершенства.

В ходе истории человечество перепробовало множество методов достижения любви к ближнему: от насаждения религиозного воспитания до установления коммунистических порядков всеобщего равенства. Однако мы видим, что насильственным способом достичь любви к ближнему не удается.

Пока человек не осознает, что является неотъемлемой частью целого организма, пока не увидит порочность своей эгоистической натуры, он не сможет измениться.

Лишь правильное взаимодействие со всеми людьми ради соответствия Высшему закону природы является свободным поведением человека. Это не физические действия, а внутреннее отношение к окружающим. Оно и является свободной любовью, поскольку выходит за рамки эгоистической, заранее детерминированной программы природы, вызывая в нас чувство совершенства и счастья.

М. Санилевич

Человеку плохо. Практическая психология

Лет пятнадцать назад какой-то одинокий программист-изобретатель задумал создать себе друга. Неназойливого, виртуального, спокойного, тихого, полностью соответствующего всем его запросам. Так появился первый искусственный интеллект (ИИ). А потом – и маленькая, казалось бы, безопасная игрушка для детей – тамагочи. Игрушка, которая, в отличие от всех остальных, умирала, если ее вовремя не покормишь или не развлечешь. В результате, сотни детей во всем мире, счастливых обладателей тамагочи, – либо попадали в психбольницу, либо заканчивали жизнь самоубийством.

Тамагочи забыли. Разочарованных детей переориентировали на новые игрушки. Забылось. Но вот проходит несколько лет и в Россию приходит новая волна – тамагочи для взрослых. Или, другими словами, Эмо.

Эмо – это уже не виртуальный зверек, которого надо поить, кормить, выводить, это мини-бомба замедленного действия, потому что теперь Эмо заменяет людям детей!

Ты получаешь себе в телефон или компьютер виртуального друга с неизмеримыми потребностями на порядок повыше животных: Эмо жаждет знаний, общения, ласки, заботы. И как его опекун ты должен ему это все обеспечить. Иначе малыш умрет от тоски…

И что будет тогда – очень больной вопрос. Где найдется столько мест в психбольницах? Не понятно. Но еще более интересно – что за всем этим стоит? Чем объясняется такой навязчивый интерес к виртуальному общению? Почему современный человек, несмотря на то, что на Земле проживает около семи миллиардов людей, загружает себе в телефон, компьютер друга?

Я думаю, человеку плохо, одиноко и тоскливо, вот он и ищет, осознанно или неосознанно, кого-то или что-то, что может наполнить его земное существование каким-то смыслом. Ведь так приятно жить с мыслью, что где-то тебя ждет безотказный друг, который будет тебя любить всегда.

Раньше, когда мы были детьми, нас обнимала мама. Именно ее любовь – вечную, материнскую, безусловную мы и помним, когда она брала нас на руки, когда мы бежали к ней, ища у нее защиту от обидчиков, зная, что нет другого такого человека в мире, как мама, которая, окутав нас своей любовью и теплом, защитит от всех напастей этого мира. Но прошло время, мы выросли из детских пеленок, и не всегда рядом с нами есть любящие нас мать и отец. Мы чувствуем враждебность окружающего мира, и, являясь частью этого мира, сами представляем угрозу для окружающих нас людей.

Помните, как в знаменитом фильме советских времен «Доживем до понедельника» один из героев написал в школьном сочинении на тему «Что такое счастье?» всего лишь одну фразу: «Счастье – это когда тебя понимают». А мы и себя не всегда понимаем, поэтому нам так трудно понять и принять других людей, их поступки и желания.

Почему это так? Да потому что каждый из нас эгоист и ставит свои желания и потребности выше желаний и потребностей других людей. Растущий эгоизм разобщает людей, поэтому хоть нас и много, мы одиноки. Каждый ощущает лишь свою скорлупу, и иногда от ощущения этого одиночества, этой пустоты и бесцельности существования, когда никакие земные радости уже не в радость, хочется выть на луну.

Вот и приходится выдумывать себе альтруистичных, послушных друзей. Ведь, находясь в обществе своего Эмо, мы не обязаны менять себя. Мы не только можем оставаться все такими же эгоистами, но даже совершенствоваться в этом. И так – пока не превратимся в живых мумий.

И тогда человечеству придется срочно придумывать новую игру. Игру, которая бы пробуждала людей, заставляла бы их задаваться вопросами о смысле своей жизни, изменять себя и отношения с другими людьми. Ведь даже если мы доиграемся в эгоизм до состояния полуживых мумий, на задворках нашего сознания эти вопросы все равно останутся. Все чаще они будут нас будоражить, не давая спокойно жить, как какому-нибудь коту, греющемуся на солнышке после сытного обеда.

И тогда в нашей жизни начнется новый этап, который раскроет нам такие горизонты существования, по сравнению с которыми все наши игры покажутся нам всего лишь пустышками.

«НЧ»

Прямая связь

Редакция «НЧ» продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Почему весь год мечтаешь об отпуске, а на третий день море, солнце надоедают?

Потому что человек мечтал не об отпуске, а об особом состоянии. Он думал, что это состояние каким-то образом связано с тем, что он приезжает на юг, к морю, выходит из самолета или на перрон станции, и попадает в иной мир. Но через два-три дня он уже понимает, что это не то состояние. Просто он выдавал желаемое за действительное.

На самом деле человек ищет заполнения той внутренней пустоты, которая в нём образуется. Возможно он решит, что ошибся с местом отдыха – к примеру, надо было ехать не в Сочи, а на Байкал, или вообще заняться подводным плаванием.

Человек всё время ищет, что для него лучше, – ищет и никто не может ему в этом помочь. Он должен сам пройти через все необходимые состояния и, проделав соответствующий анализ, выяснить, что ему в действительности нужно. И в этом процессе поиска невозможно перескочить какие-то состояния, пропустить некий этап развития, – все они закономерно следуют одно за другим. Наша задача лишь ускорить это движение, не засиживаться в одном состоянии, а продолжать поиск.

– Почему на отдыхе человек «отрывается на полную катушку», но ему все мало и мало, и остановиться он не может?

Есть желания, то есть пустоты в нас, которые мы не можем наполнить всевозможными удовольствиями нашего мира. Но существует иллюзия, будто это возможно. Идешь ли ты на встречу с девушкой, в ресторан, на футбол, тебя все равно ни на секунду не покидает мысль о том, как еще наполнить свои желания. Она держит тебя в напряжении, возбуждении и вызывает последующий рост желаний, пока человек просто не обессиливает и, отчаявшись, не уходит в депрессию, переставая желать наполниться. Человек начинает настолько четко осознавать бесполезность, бессмысленность подобных способов самоудовлетворения, что его тяготит даже мысль о возможном наслаждении.

Это называется жизнью – ощущение, казалось бы, абсолютно нерациональных переходов: желание – наполнение – желание – наполнение и т.д., которое человеку ничего не дает, кроме все большего неудовлетворения.

Ступень, на которой человек начинает чувствовать огромную пустоту, перекрывающую все разочарования в предыдущих увлечениях, характерна тем, что он не видит источника наполнения. Раньше он знал или более-менее мог представить, чего хочет. Если не мог найти сам наполнитель, то хотя бы какой-то эрзац. То теперь он просто не понимает, что ему нужно.

В этот момент и происходят депрессии – с лекарствами, наркотиками, которые заглушают чувства растерянности, беспомощности, и у человека не остается выхода, кроме как ухватиться за какую-нибудь духовную методику в надежде выкарабкаться из этого ужасного тупика.

– Почему курортные романы, несмотря на свою прелесть и сладость, не имеют будущего?

Потому что они изначально построены на флирте и, следовательно, удерживаются только на этом уровне. За намерением человека: вот на такое-то время мы соединяемся и после этого расходимся – следуют естественные действия. Как человек себя настроит, так и будет себя чувствовать. Люди решили просто приятно провести время.

– Почему в современном обществе такое количество алкоголиков и наркоманов?

Это проблема общества: последние 400-500 лет население страны так воспитывалось, что алкоголизм, практически, «сидит у нас в генах».

Алкоголики ощущают общественную поддержку, даже некий героизм. Их, особенно в России, понимают и прощают. Они желают оставаться частью общества. Этот совсем другой тип наполнения желаний, нежели наркомания. Наркоманы пытаются отключить себя от общества. Употребляя наркотики, они вырезают, удаляют себя из общества. Если это начинающий наркоман, еще каким-то образом удерживающий себя в рамках, то ему можно помочь. Алкоголика тоже можно вывести из данного состояния, но намного сложнее. Наркоман, по сути, уже желает выйти из себя, у него просто не хватает силы воли для осуществления желания. С алкоголиком другое – у него нет этого желания.

– Почему человек не может бросить играть? В чем природа азарта?

Человеку свойственно играть. Человеку свойственно соревнование. Он при помощи этого освобождается от многих «шлаков». Дети играют, а взрослые просто обязаны это делать. Женщины – в меньшей степени, для мужчин – это спасение с точки зрения психологической разгрузки!

Дело в том, что игра, как вид человеческой деятельности, в современном мире принимает неправильные формы. Потребность человека в игре используется исключительно в целях зарабатывания денег. Никто не говорит о том, что игровой бизнес не имеет права на существование. Просто его надо правильно организовать, чтобы он приносил и психологическую пользу, и доход казне.

Азарт – это ощущение возможности постичь неизвестность. Это очень серьезная сила в человеке. Правильно развитое желание соревнования человеку необходимо. Этим мы отличается от животных. На игре построено развитие клеток, органов, потому что игра – это раскрытие того, что я не знаю заранее.

– Почему люди болеют? Жили бы себе здоровыми до самой смерти…

Болезни являются отображением наших внутренних духовных неисправностей, но не личных, частных, а общесистемных. Люди соединены вместе, как одна большая душа. Но наше соединение эгоистично – в использовании друг друга, а мы должны быть соединены альтруистическими связями. В той мере, в которой мы вместе не соответствуем этому принципу, отрицательные, эгоистические связи проявляются в нас в виде заболеваний.

Не в той мере, в которой человек сам виноват и не находится в связи с остальными душами, а в мере несоответствия закону альтруизма, взаимопомощи, единой общей души. Поэтому на сегодняшний день множество разных людей, находясь в разных условиях жизни, страдают от одной и той же болезни.

– Имеет ли отношение изменения в моде к росту эгоизма?

Человек во всем зависит от мнения окружающих. И даже одежду он использует для того, чтобы возвыситься в глазах окружающих.

В соответствии с программой, заданной Природой, желания людей постоянно возрастают по величине и по качеству. За каждым скачком на новый уровень желаний неизбежно следует переоценка ценностей. Меняются наши вкусы и стандарты, в том числе идеалы красоты. То, что казалось жизненно необходимым, теряет смысл и былую привлекательность. Наполнение желаний нового уровня требует от человечества намного больше усилий и фантазии.

И у этого развития есть цель – наши эгоистические желания должны вырасти до максимальной величины, когда их невозможно будет наполнить никакими наслаждениями нашего мира. И сегодняшнее отношение молодежи к одежде служит наглядным тому примером. Многим сейчас уже неважно, во что они одеты, они хотят, чтобы их приняли такими, какие они есть. Человеку становится так одиноко и тоскливо, что он уделяет второстепенным вещам все меньше внимания. Когда эгоизм достигнет максимального уровня развития, и люди вообще перестанут придавать значение внешнему, одежда станет функциональной, простой и удобной.

«НЧ»

Жизнь из апельсина. Кстати

Человечество всегда занимало множество вопросов, беспощадных своей глубиной. Однако ученые – особенные люди. И, хотя они и пытаются отвечать на те же вопросы, что и мы, у них есть огромная база научных данных, на которую они могут опереться.

Мы приводим часть нашей беседы с Лауреатом Нобелевской премии за работы по изучению поведения и взаимодействия клеток, профессором Гюнтером Блобелем (Рокфеллеровский Университет, США).

– Что происходит после смерти, после того, как мы заканчиваем жизнь в биологическом теле?

– Человек умирает как индивидуум. Но он является частью огромного древа жизни. Первая клетка появилась 4 млрд. лет назад и непрерывно делилась с тех пор. Происходила эволюция клеток, в результате которой 2 млрд. лет назад клетки «решили жить вместе», чтобы разделить между собой работу. Это привело к созданию все более и более сложных организмов со все большей степенью разделения труда между клетками.

– В XXI веке мир полон фундаментализма и религиозных войн. Как можно поднять уровень образования людей и привести их из темноты невежества к вере в науку? Вы считаете, что наука на это способна?

– Наука освобождает человека. Если вы знаете законы природы, то это освобождает вас. Если люди будут образованы, будут знать то, о чем мы сегодня говорим, то, может быть, они будут относиться к вопросам о смерти и о смысле жизни иначе. Я ни в коем случае не нападаю на религию, в ней есть много позитивных аспектов. Я знаю, что религия жизненно необходима для многих людей. Но очень плохо то, что религии разделяют людей вместо того, чтобы объединять их, и это огромная ошибка. Религии не должны монополизировать за собой истину в последней инстанции.

– Не кажется ли вам, что чем сильнее силы, управляющие природой, тем менее они воспринимаемы нами?

– Как я уже говорил, мы не знаем всего, и нам предстоит многое узнать. Я думаю, что образование – это захватывающе интересное занятие. Мы считаем, что Вселенная началась от Большого Взрыва, произошедшего около 14 млрд. лет назад, когда взорвался сверхплотный сгусток атомов размером с апельсин. С тех пор Вселенная расширяется. Я не физик, но полагаю, что весь процесс может пойти и в обратном направлении, и мы вернемся к состоянию такого апельсина. Возможно, таких циклов расширения и сжатия было много.

Человеческий разум может строить гипотезы, под которые затем нужно искать доказательства. Когда в 1929 году католический священник Джордж Лемэтр выдвинул идею Большого Взрыва, все физики считали его сумасшедшим. Даже Эйнштейн считал также. Они думали, что мир статичен. С тех пор наши взгляды фундаментальным образом изменились. Теперь ученые анализируют микроволны в космосе, которые могут быть отголосками Большого Взрыва. Мы до сих пор не знаем ответов на многие важнейшие вопросы.

– Человечество имело множество прекрасных мыслителей. Что, по вашему мнению, может сделать один человек для цивилизации?

– Я очень высоко оцениваю роль личности в истории. Есть личности, которые делали ужасные вещи, такие как Гитлер, Сталин, но есть и те, которые делали замечательные – Микеланджело, Галилей, Эйнштейн, Роберт Кох. Личности, которые служили науке, искусству, архитектуре, определяли пути развития человечества. Но эти люди не жили в вакууме, их поддерживало общество. Ренессанс был осуществлен людьми, заинтересованными в возрождении греческой цивилизации, и эта пытливость к этим вещам положила начало совершенно новому виду любознательности и современной экспериментальной науке.

– На ваш взгляд, что мы должны сделать для выживания и наиболее оптимального развития новой цивилизации?

– Делитесь своими знаниями, своим пониманием, заботьтесь о тех, кому меньше повезло, чем вам…Таков краткий вариант ответа на вопрос «в чем смысл жизни?».

Беседовал И. Славин

Клара Новикова: «Отказываться – глупо». Культура, исскуство, кино

Буквы, запятые, скобки, многоточия… Как передать этими нехитрыми средствами речь живую, торопливую, яркую? Тем более, если это богатая мимическими образами речь актрисы? Актрисы, которая может позволить сказать о себе: «Я такая, какая я есть!»

Передо мной – Клара Новикова. Актриса, чьи спектакли я смотрела по телевизору с того момента, как я помню себя; билеты на ее концерт мы дарили маме на юбилей. С замиранием сердца я узнаю знакомые с детства черты: Клара так же неповторима и завораживающе обаятельна, словно мистическая глубина янтаря, ее любимого камня.

– Однажды я приехала на гастроли в Калининград и попросила свозить меня в музей янтаря. Я была в восторге от тех янтарей, которые увидела: настоящие, древние… И тут я вижу нянечку, горничную, старушечку такую. Я спрашиваю ее: «А правду говорят, что янтарь – несчастливый камень?» Она улыбается: «Почему? У кого деньги есть, для того он счастливый камень!»

– Вы упомянули счастье? Что это, на ваш взгляд, такое?

Клара Новикова: – Нет-нет, я не умею разговаривать какими-то сентенциями. Для кого что счастье. К примеру, Миша Мишин, очень известный драматург, когда-то для меня написал монолог о счастье, который начинался так: «Счастье – это все, что захочешь, и еще остается чего хотеть». И правда: если тебе ничего не хочется, значит, ты умер. Потому что живому не может ничего не хотеться.

Годы идут, и, не смотря на то, что хочется тебе все того же, в конце концов ты замечаешь, что понятие «счастье» сужается до основных, «главных» желаний: чтобы были здоровыми близкие, чтобы была любимая работа; хочется, чтобы была возможность выразить себя, чтобы были деньги, для того чтобы быть независимым, ну хотя бы материально….

– Неужели вы ощущаете себя зависимой?

К.Н.: Материальное благополучие дает отчасти тебе какую-то видимую независимость, хотя бы приблизительную. Есть деньги – и ты уже можешь пойти лечиться не к «врачу по диплому», а к специалисту с «золотыми руками». Как говорит Жванецкий: «Есть лекарства, которые лечат, а бывают и другие, которые с микробами взаимодействуют»

Я же сильно ощущаю свою зависимость от времени. Я боюсь, что я чего-то не успею сделать. Важно успевать общаться, пока есть такая возможность, пока все живы. Нужно сопереживать, жить чувствами других. Нельзя же жить самим собой – ну это же называется «онанизм». Вы знаете, почему стало так много неблагополучных семей, дети стали агрессивны, «запущены»? Каждый стал жить «для себя».

– Что такое, с вашей точки зрения, эгоизм?

К.Н.: Наверное, у каждой социальной группы людей сложилось свое понимание, что такое эгоизм. Мой эгоизм, к примеру, – настоять, чтобы дочь поступила так, как я хочу. Важно понимать, что мы рассматриваем под словом «эгоизм». Если человек пришел ко мне с интересом, слушает – это его эгоизм. И этот эгоизм мне очень интересен и даже нужен. Тут, надо отметить, есть большая разница: эгоизм может быть навязчивым, настойчивым эго тирана, – тогда он вызывает отторжение, мешает пониманию, убивает чувства. А бывает другой эгоизм, его можно характеризовать как «положительный». Это, к примеру, эгоизм актрисы: «Я должна выйти на сцену и победить!» Я должна победить! А как иначе? Я собрала в зале тысячу людей… Отказываться от созидательной роли этого эгоизма глупо. Поэтому мне ужасно не нравятся женщины, которые держат себя, как серые мышки. Природа так создана, что курицу должны заметить, чтобы ее потоптать. Женщина должна нравиться, обязана, на то она и женщина! Лениться, не прилагать усилий, не хотеть нравиться – это же животный образ жизни!

– А что такое духовный образ жизни?

К.Н.: Вы думаете, духовное – это театр, это искусство, комедии?.. Мне кажется, это такой огромный внутренний опыт! И он в тебе есть изначально, даже если ты еще маленький.

Мне кажется, что духовное – это когда чувствуется незримая взаимосвязь со всем существующим. И тогда это можно описать так: «Я – схема Мира, во мне схематически отражен весь Мир. Я без него не существую, как и он не существует без меня…»

Беседовали Белла Высоцкая и Валерия Важенина

Попытайтесь нас просто услышать!!! Наши встречи

Прелюбопытнейшая история приключилась с «Новым человечеством» в городе Санкт-Петербурге. Все мы люди взрослые, серьезные, имеющие в социуме «свое место», собрались на Международном книжном салоне за круглым столом под интригующим названием: «Лицо нового поколения», чтобы прояснить для себя: «А знаем ли мы, какое оно, лицо нового поколения? В чем отличие сегодняшнего нового поколения от новых поколений других веков? Нужна ли им в их развитии и становления помощь государства? Или сами выкарабкаются? Что бы нам с ними такое сделать, что бы их «улучшить»?

Звучали смелые мысли: «А может, уча детей не подавлять их индивидуальность, и видеть в них не глупых зародышей, а будущее поколение, которому предстоит управлять обществом будущего?»

А вот те самые мы, заседающие за круглыми столами:

  • Директор журнала для старшеклассников «МИГ 17»
  • Заместитель председателя комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга
  • Председатель попечительского молодежного совета Санкт-Петербурга
  • Продюсер, руководитель молодежного сериала «Старшекласники»
  • Редактор издательства «Лимбус-Пресс»
  • PR-директор газеты «НЧ», а также директора и заведующие кафедрами институтов, преподаватели лицеев, психологи и врачи, работающие с детьми.

В течение нескольких часов мы все очень умно высказывались, не очень-то слушая один другого: каждый о своем, и в то же время – все об одном. И все было бы здорово, не встань вдруг один молодой юноша, чье участие в данном формате мероприятия совсем не было предусмотрено и не скажи от всей души:

– А я и есть представитель молодежи, которую вы сейчас обсуждаете, и не могу понять, каким образом вы собираетесь помогать нам, когда сами запутались и не понимаете того, что с вами происходит? Ваше обсуждение похоже на разговоры в детсадовской группе: «Почему окружающий мир так жесток?» Можно до бесконечности обсуждать, но до причин проблемы так и не добраться, если не пытаться услышать друг друга.

Как можно что-то изменить, если вы даже понятия не имеете о предмете обсуждения?! Спросите нас: «Чем мы живем? Что нас волнует? Где у нас болит?».

Я вас очень терпеливо слушал, пытаясь не разрушить еще никем не наведенные мосты. И я вообще поражен, что вы обсуждаете проблемы молодежи без участия этой самой молодежи. Отчего вы с недоумением рассматриваете результаты, которые сегодня имеете? В какую почву положили зерна, то и выросло. Будто мы с неба на вас свалились. Мы – следствие ваших желаний и поступков. Попытайтесь нас просто услышать

…Воцарилась тишина. Время остановилось…

И вдруг – взрыв! Все захотели говорить о том, что действительно волнует каждого из нас. В обсуждение включились все присутствующие в зале. Всех нас в этот момент переполняли эмоции. Регламент был нарушен на час!

И даже после окончания круглого стола мы никак не могли разойтись, мы все хотели строить дальнейшие планы в сотрудничестве друг с другом. Интуитивно все чувствовали, что мы говорим об одном, но на разных языках, и поэтому нам сложно услышать другого, но только в объединении между нами мы сможем найти ответ на вопрос: «Что делать?»

Скажете: «Наивно. Возвышенно».

Возможно. Но кто сказал, что должно быть по-другому?

У черты. Литературная страничка

Вы думали когда-нибудь, что вы скажете своим родным перед смертью? Вы проживете долгую жизнь, наполненную вопросами, на которые страшно искать ответы, подойдете к самой ее последней черте и…

Какой совет вы оставите своим детям и внукам?

Быть может, вы еще об этом не задумывались. Значит, самое время. Ведь понять, что такое – жизнь, в чем ее смысл, можно, но только если вы действительно хотите это узнать.

Подтверждение этому – высказывания великих писателей и поэтов, к словам которых мы привыкли прислушиваться.

Александр Дюма: «Так я и не узнаю, чем все закончится».

Генри Льюис Менкен: «Скажите моим друзьям, что я чертовски влип».

Джеймс Джойс: «Есть здесь хоть одна душа, способная меня понять?»

Александр Блок: «Россия съела меня, как глупая чушка своего поросенка».

Франсуа Рабле: «Иду искать великое «Может быть».

Джеймс Тербер: «Благослови, Господи, черт побери!»

Сомерсет Моэм: «Умирать – скучное и безотрадное дело. Мой вам совет – никогда этим не занимайтесь».

Антон Чехов: «Ich sterbe («Я свободен» – Прим. пер.). Налейте мне шампанского».

Литтон Стречи: «Если это и есть смерть, то я от нее не в восторге».

Б. Пастернак: «Откройте окно».

Генри Джеймс: «Ну, наконец-то, сподобился».

Уильям Сароян: «Каждому суждено умереть, но я всегда думал, что для меня сделают исключение. И что?»

Генрих Гейне: «Господь меня простит. Это его работа».

Дилан Томас: «Я выпил подряд восемнадцать порций неразбавленного виски. По-моему, это рекорд».

Генрик Ибсен: «Все наоборот». (В ответ на слова жены, что он лучше выглядит.)

Иоганн Гете: «Отворите пошире ставни, больше света!»

Виктор Гюго: «Вижу черный свет».

М. Зощенко: «Оставьте меня в покое».

М. Салтыков-Щедрин: «Это ты, дура?»

Ноэль Ковард: «Спокойной ночи, мои дорогие, увидимся завтра».

Инструкция к жизни. Литературная страничка

Тебя не обеспечили инструкцией к жизни в момент твоего рождения. А если бы ты ее получил, то она выглядела бы так:

  1. Ты получишь тело. Оно может тебе нравиться или не нравиться, но это единственное, что точно будет в твоем распоряжении до конца твоих дней.
  2. Тебе придется учиться в школе под названием «Жизнь на Планете Земля». Каждый человек и каждое событие – твой Универсальный Учитель.
  3. Не существует ошибок, только уроки. Неудачи – неотъемлемая часть успеха. Жертв нет – есть только студенты.
  4. Урок будет повторяться в разнообразнейших формах, пока не будет усвоен полностью. Если не усвоишь легкие уроки – они станут труднее. Когда усвоишь – перейдешь к следующему уроку.
  5. Внешние проблемы – точное отражение твоего внутреннего состояния. Если изменишь свой внутренний мир, внешний мир так же изменится для тебя. Боль, тоска, ощущение пустоты внутри – это способ, который Природа использует, чтобы привлечь твое внимание.
  6. Ты поймешь, что урок усвоен, когда твое поведение изменится. Мудрость достигается практикой.
  7. Нет места лучше чем «здесь». «Там» ничуть не лучше чем «здесь». Когда твое «там» станет «здесь», ты получишь другое «там», которое опять будет казаться лучше, чем «здесь».
  8. Другие – всего лишь твое отражение. Ты не можешь любить или ненавидеть то, что есть в других, если это не отражает твоих собственных качеств.
  9. Жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты. И тебе не удастся оставить ее незаконченной.
  10. Ты получишь все, что захочешь. Нужно только выбрать себе такое окружение, которое даст тебе силы и энергию для достижения цели.
  11. Меняй в своей жизни то, что можешь изменить. Ищи силы принять то, что изменить не можешь и проси мудрость, чтобы отличить одно от другого.
  12. Ты забудешь обо всем этом, когда захочешь покрасоваться перед собой или другими.
  13. Ты вспомнишь об этом, когда этого захочет твое сердце.
Международная академия наук высшей школы Международная академия каббалы Блог газеты «Новое человечество» Университет Российской академии образования «Мудрый рок-н-ролл» в «контакте» Psychologies.Ru