SpyLOG
Сегодня: 20 Февраль 2018, Втр
Карта сайта
«Человек – мир маленький, мир – человек большой»

Армен Григорян, «Крематорий»: «Я получил заряд добра и надежды»

«Есть вещи, которые стоят над религиями, странами и нашими представлениями об этом мире. И то, что было сегодня – стоит над этим миром, двигает сознание человека», - так прокомментировал Армен Григорян, лидер группы «Крематорий», свое участие в проекте «Мудрый рок-н-ролл».
30.08.2007

«От хаоса к гармонии», глава 8


развитие человека 

ГЛАВА 8

Готовность к реализации цели жизни

Скачать брошюру целиком в формате PDF (500 кб)

Скачать брошюру целиком в формате электронной книги (3,5 Mб)

Развитие поколений

На данном этапе человеческое общество является эгоистичным, однако в нем содержится достаточно предпосылок, позволяющих ему перейти к альтруистическим взаимоотношениям. Фактически, весь предыдущий путь развития, пройденный человечеством до настоящего времени, был предназначен лишь для того, чтобы подготовить нас к реализации цели жизни, которую мы призваны осуществить в этом поколении.

Весь род человеческий от его начала и до конца можно представить как одно поколение, жизнь которого будет длиться до тех пор, пока оно полностью не разовьется и перейдет на духовный уровень существования. Из поколения в поколение на протяжении нескольких тысячелетий накапливались наши внутренние способности, катализаторы развития. В итоге этого процесса человеческий уровень, то есть люди, должен подняться на новую ступень, которую мы для простоты назовем «исправленной».

Чтобы понять суть развития поколений, давайте уподобим наши внутренние факторы единицам информации. Они присутствуют в каждом объекте реальности и содержат внутренние данные о материале. Фактически, мы живем в пространстве с гигантским объемом информации обо всех элементах. Это информационное поле, в котором мы существуем, называется «замыслом природы». Любое изменение какой-либо детали – будь то усилие по сохранению текущего состояния или переход в другое, а также силы, воздействующие на составляющие реальности, внутренние и внешние трансформации, и т.п. – все это представляет собой изменения информационного поля.

В каждом поколении люди ищут алгоритм сбалансированного существования и благополучной жизни – ту формулу, которой природа их не наделила. Сам процесс этих поисков добавляет новые данные в единицы информации, делая их все более многогранными. Сведения и постижения, приобретаемые определенным поколением в попытках «зажить хорошо», освоиться со средой обитания и с окружением, переходят в естественные наклонности следующего поколения. Опыт, накопленный предыдущим поколением, становится базовым источником внутренней мудрости последующего, делая его, в результате, более развитым. Факт, что сыновьям всегда легче осваиваться с инновациями, чем отцам, которые их ввели. В наши дни дети естественно и непринужденно находят общий язык с мобильными телефонами, пультами дистанционного управления, компьютерами, и за считанные годы превосходят своих родителей в освоении и использовании новых технологий.

Вот так, из поколения в поколение, человечество обретает мудрость и развивается. Сегодня его можно уподобить одному человеку, накопившему опыт тысячелетней жизни. Разум индивида подобен зеркалу, в котором отражаются картины полезных и вредных деяний. Человек отбирает для себя добрые и полезные дела и отвергает те, которые причинили ему вред. Они запечатлеваются в его мозге, как в зеркале, отражающем картины собственного опыта, а затем, он выявляет положительные поступки и отклоняет отрицательные, пока не становится зрелым и умудренным. Соответственно, и все человечество обладает коллективным разумом и памятью, где отпечатываются все полезные и вредные поступки, совершенные каждым членом по отношению к обществу в целом.

Развитие единиц информации привело нас к такому уровню осознания, на котором мы уже ощущаем свою противоположность силе природы. Сегодня мы способны понимать причины этого и видеть цель, которую должны осуществить.

Новый внутренний объем и опустошенность, возникающая у многих из нас на фоне привычной рутины – вещи неслучайные. Их породило пробудившееся в нас желание подняться на новую ступень бытия, перейти на «исправленный» уровень. Таков следующий этап развития поколений – период, позволяющий сознательно продвигаться к реализации цели нашей жизни.

Отношение к альтруизму в обществе

Процесс построения альтруистического общества, несомненно, получит широкую поддержку, ведь каждый из нас считает себя хорошим человеком, умеющим сострадать ближнему и стремящимся принести пользу окружающим людям. Так мы устроены. Казалось бы, ничто не мешает человеку заявить прямо: «Я эгоист, и не собираюсь считаться ни с кем!» Однако никто из нас не кичится собственным себялюбием.

Общество естественно устремляет свои симпатии и всеобщее уважение к тому, кто вкладывает усилия в его благосостояние. Каждый член коллектива желает снискать общественное признание, заслужить почитаемый имидж. Любой человек, всякое сообщество, каждый политик или правительство стараются выказать себя альтруистами. Более того, никто не подвигает другого на эгоистическое поведение – ведь это отрицательно отражается на самом человеке. Даже самые себялюбивые особы выставляют себя альтруистами, не только в попытке заслужить уважение общества, но и потому, что им выгоден ответный аналогичный отзыв со стороны окружающих.

Правда, некоторые в виде исключения декларируют себя эгоистами, однако они не гордятся тем вредом, который наносят другим, а лишь желают привлечь интерес к собственной незаурядности. «Посмотрите на меня: я особенный», – говорят они, пытаясь приковать к себе взоры общества и заслужить хоть какое-то внимание.

Таким образом, ни один человек не станет демонстративно сопротивляться распространению альтруизма в мире. Пусть люди будут поддерживать его по тем или иным причинам, однако никто не сможет выступить против альтруистичных взаимоотношений. Ведь внутренне мы чувствуем, что эгоизм несет в себе смерть, тогда как альтруизм является позитивным фактором, дарующим жизнь и благоденствие. Именно поэтому, будучи эгоистами, мы учим своих детей хорошо относиться к ближнему.

Как растить счастливых и обеспеченных детей

Воспитание подрастающего поколения испокон веков базировалось на альтруистических ценностях. Каждый из нас стремится наделить своих детей самым лучшим набором качеств, с которыми они выйдут в жизнь. Мы интуитивно учим их быть бескорыстными.

Воспитывая своих отпрысков, родители прививают им хорошее отношение к ближнему, так как подсознательно понимают, что меркантильное использование окружающих, в итоге, ударит по ним же. Мы хотим заложить в своих детях жизненную уверенность, и чувствуем, что сделать это можно лишь благодаря альтруистическому воспитанию. Ведь безопасность человека зависит от среды обитания, где к нему относятся сообразно с его поступками. Всякий ущерб наносится человеку через окружение – и альтруистическое поведение повышает шансы на то, что общество будет настроено к нему лояльно и дружелюбно.

Любое общество в каждой стране во все времена стремится заложить альтруистические основы в подрастающем поколении. Только диктатор, обладающий неограниченной властью, в распоряжении которого находится армия, может позволить себе учить наследника быть жестоким, ничем не поступаться и попирать других. Его преемнику потребуется очень сильная и многочисленная охрана, чтобы выжить. Он должен будет входить в противостояние со своими подданными, и прибегать к военной силе. Даже если никто не решится причинить ему вреда, он не сможет реализовывать свои пагубные или милитаристские планы без силовых методов.

С другой стороны, благонамеренное отношение к ближнему придает человеку сильнейшее чувство уверенности, покоя и умиротворения, а потому люди стараются воспитывать своих маленьких чад именно в этом духе. Однако со временем они замечают, что сами родители не соблюдают альтруистических принципов взаимоотношений, и тогда дети становятся такими же эгоистами, как и те, кто закладывал в них принципы бескорыстия.

Правильное воспитание основывается на примере. Однако подаем ли мы своим детям образец альтруистического отношения к ближнему? Нет, хотя именно этому мы учим их с пеленок. Ребенок, который видит, что его родители не соответствуют провозглашаемым ими же нормам поведения, понимает, что слова их пусты и обманчивы. Сколько бы мы ни объясняли ему, как следует себя вести по отношению к другим, это уже не возымеет на него должного воздействия.

Кризис наших дней и нависшая угроза самому существованию обязывают нас к переменам. До сих пор мы неосознанно давали детям альтруистическое воспитание, как правило, без личного примера в его поддержку. Однако с этого времени и далее у нас нет другого выбора – мы сами должны изменить свое эгоистическое отношение к ближнему. Все больше людей начнет вливаться в этот круг, и тогда изменится реальность, в которой будут рождаться и жить наши дети. Они с легкостью усвоят то, что составляло сложность для нас, – а именно: что все мы являемся частями единой системы, и в соответствии с этим наши взаимоотношения должны быть альтруистичными. Практически, ничего лучшего мы сделать не можем – ни для наших детей, ни для себя самих.

Эгоисты и альтруисты

Еще один фактор, способствующий процессу исправления человечества – это естественная склонность помогать окружающим, присущая определенной части людей. Как правило, способность ощущать ближнего помогает нам извлекать еще большее удовольствие из связи с ним – прямо или косвенно. Однако у некоторых людей ощущение ближнего проявляется иначе: они воспринимают боль ближнего как свою собственную. Такое восприятие чужого несчастья мучительно отражается на их личности и заставляет искать возможность помочь другому.

Большая часть людей – это «обычные» эгоисты, не восприимчивые к бедам ближнего. Однако в любом сообществе существует также небольшое количество «альтруистичных» эгоистов, остро чувствующие чужую боль. Для краткости будем называть первую категорию «эгоистами», а вторую – «альтруистами», хотя естество их тоже эгоистично.

Итак, эгоисты не испытывают угрызений совести от страданий ближнего, и потому используют его в своих интересах как им заблагорассудится. Альтруисты, напротив, сострадают людям, и в силу этого остерегаются произнести лишнее слово, которое могло бы ранить или оскорбить другого человека. Те и другие унаследовали свои наклонности генетически, а потому речь здесь идет не о «злодеях» или «добряках», а лишь о естественных природных побуждениях.

Изменения в последовательности определенных генов сказываются на способности людей проявлять доброту к другим. Таковы результаты исследований в области генетики поведения. Ученые полагают, что альтруистические поступки вознаграждаются: в мозгу человека, проявляющего доброе отношение к ближним, синтезируется химическое вещество – дофамин, которое вызывает приятное ощущение.[25]

Альтруисты составляют до десяти процентов мирового населения. Испокон веков человечество подразделяется в среднем на 90% эгоистов и 10% альтруистов. Последние принимают на себя заботу о благополучии общества, стремясь оказывать помощь в самых разных сферах бытия, поддерживать неимущих, слабых и нуждающихся и т.п. Фактически, альтруисты включаются в те ситуации, которые общество оставляет без внимания вследствие неспособности чувствовать сострадание.

Альтруистические организации вкладывают огромные средства и усилия в деятельность такого рода. Однако в большинстве случаев помощь нуждающимся не приводит к существенным положительным сдвигам. Примером тому служит африканский континент. В прошлом, когда Запад еще не начал вмешиваться в их жизнь, африканцы сами обеспечивали себя; однако сегодня, несмотря на продовольственную помощь, они умирают от голода. Колоссальные суммы, собираемые на их нужды, не улучшают ситуацию, и население Африки ведет нескончаемую борьбу за существование в ухудшающихся год от года условиях.

Каких только мер не предпринимали альтруистические организации в попытках улучшить состояние мира, однако несмотря на все усилия, ситуация лишь обостряется. Можно и дальше придерживаться подобной линии поведения, но разумно было бы остановиться на секунду и спросить себя: «Почему мы не добились успеха? В чем мы ошибаемся?»

По большому счету, как мы уже объясняли, все мировые проблемы – наши, в частности, и всего общества, в целом, – являются следствием дисбаланса с природой. Соответственно, материальная помощь может привести к кратковременному улучшению положения неимущих слоев населения, однако в долгосрочной перспективе она не приносит реальной пользы, поскольку не приближает человека к равновесию, а, следовательно, не решает сути проблемы. Разумеется, когда человек голодает, его необходимо накормить. Вместе с тем, поставив его на ноги и обеспечив насущные потребности, мы должны позаботиться о том, чтобы повысить его уровень осознания жизненной цели.

Если мы хотим вызвать положительные перемены в мире и в себе самих, нам нужно еще раз проверить и уточнить определение альтруистического действия. Любые поступки должны оцениваться по их общему вкладу в реальное и основательное улучшение мировой ситуации, в искоренение человеческих страданий. Действие, не направленное на источник всех проблем, больше нас не удовлетворит, оно лишь отсрочит пароксизм болезни, которая примет, затем, намного более тяжелую форму. Если больной ограничивается болеутоляющими средствами, оставляя без лечения корень заболевания, болезнь будет обостряться, пока, в итоге, не возьмет верх.

Действие может быть названо альтруистическим, только в том случае, если оно призвано вести человека к равновесию с общим законом природы, с законом человеколюбия и самоотдачи. Альтруистическое действие должно повышать в человеке осознание того, что мы части единой системы, единого организма, включающего в себя всех людей, кем бы они ни были, независимо от национальности или расовой принадлежности. Лишь такое действие, которое несет человеку это понимание и соответствующее отношение к ближнему, станет подлинно альтруистичным. Речь идет не об инстинктивных реакциях, направленных на помощь страждущим, а о поступках, совершаемых на основе понимания безотлагательной необходимости привести все человечество – включая и нуждающихся, и их благодетелей – в равновесие с природой.

Потому добрую волю и энергию альтруистов следует направлять, преимущественно, на повышение общечеловеческого осознания причины всех проблем и пути их решения. Природа протянула нам руку помощи в виде десяти процентов альтруистов, которые испытывают естественное стремление к бескорыстным действиям. Благодаря грамотному подходу мы сумеем использовать эту помощь, и тогда их замечательный потенциал будет реализован.

Разделение на эгоистичную и альтруистичную части в соотношении 9:1 свойственно не только человечеству в целом, но и каждому отдельному человеку. Один из основных законов реальности гласит: «общее и частное равны». Иначе говоря, все, что есть в сообществе, присутствует также и в каждом индивиде. Вселенная представляет собой голограмму – об этом говорит американский ученый Майкл Талбот в своей книге «Голографическая вселенная»,[26] подытоживающей научные открытия в данной области.[27] В итоге, общее и частное оказываются идентичны друг другу, подобно двум каплям воды, как во внешних атрибутах мира, в плане планетарного состояния, так и во внутренних. Даже в атоме мы обнаруживаем целую систему, подобную солнечной.

Согласно этому закону, в каждом человеке, будь то эгоист или альтруист, присутствует 10% альтруистических сил и 90% эгоистических – по аналогии с человечеством в целом. Различаются же люди внутренними комбинациями этих сил. Если в альтруистах сила отдачи (пускай эгоистическая) действенна и ощутима, то в эгоистах она спит. Однако в каждом человеке заложена база для проявления бескорыстия. Отсюда следует, что нет на земном шаре ни одного человека, не способного достичь равновесия с альтруистической силой природы – баланса, ради которого силы эти были укоренены в нас изначально.

Примечания:

  1. Dopaminergic polymorphisms associated with self-report measures of human altruism: a fresh phenotype for the dopamine D4 receptor. Bachner-Melman R, Gritsenko I, Nemanov L, Zohar AH, Dina C, Ebstein RP. Molecular Psychiatry. 2005 Apr; 10(4) 333-335. Дофаминергические полиморфизмы, связанные с критериями самоотчета человеческого альтруизма: свежий фенотип дофаминового рецептора D4. Рейчел Бахнер-Мелман, Инга Гриценко, Любовь Неманов, Ада Х. Зоар, Кристиан Дина, Ричард П. Эбштейн. Molecular Psychiatry. 2005 Апр; 10(4) 333-335.
  2. Michael Talbot, The Holographic Universe.
  3. Голография (от греч. "ολος" – весь, полный и "γραφω" – пишу, черчу, рисую). Метод получения объемного изображения объекта, основанный на интерференции волн. Одно из замечательных свойств голограммы состоит в том, что каждый ее участок содержит информацию обо всем объекте (БСЭ).

Содержание:

  1. Желание – основа природы
  2. Пределы наслаждения
  3. Альтруизм – принцип жизни
  4. Нарушение баланса
  5. Повиновение законам природы
  6. Путь к свободе
  7. Реализация свободного выбора
  8. Готовность к реализации цели жизни
  9. Реальность совершенства и вечности
  10. Равновесие с природой
3.0

Теги:

альтруизм

Рубрики

Развитие человека

Добавить комментарий

«Мудрый рок-н-ролл» в «контакте» Университет Российской академии образования Международная академия наук высшей школы Psychologies.Ru Международная академия каббалы Блог газеты «Новое человечество»